Сонаты Франца Шуберта можно встретить в репертуаре современных пианистов не так часто, как бетховенские сонаты. Так же обстояло дело и при жизни автора. В них мало общего с тем виртуозно-концертным стилем, который был так любим исполнителями и публикой XIX столетия.

Шуберту было не по душе чрезмерное пристрастие к виртуозности, которую он презрительно именовал «проклятой стукотней», сетуя на то, что она «свойственна и прекрасным пианистам». Композитор был убежден, что подобная музыка «не доставляет никакого удовольствия ни уму, ни сердцу» – и не стремился работать в этом стиле, и потому его сонаты не оказались в центре внимания (ведь в первую очередь широкую публику привлекает именно яркая виртуозность). Но произведения эти по-своему интересны. В них достаточно велика роль вариационности, ярко выражено импровизационное начало с частыми отступлениями от основной линии тематического развития – и в сонатных аллегро это зачастую приводит к некоторой рыхлости, большей стройностью формы отличаются медленные части. Темы в большинстве своем носят характер лирический – «песенная природа» творчества Шуберта напоминает о себе и в сонатах. Тематизм в шубертовских сонатах отличается образной завершенностью – настолько, что зачастую уже не требует развития (и это вступает в противоречие с самой сущностью жанра сонаты, предполагающего контрастность и конфликтность). Это определяет характер развития тематизма в шубертовских сонатах – не столько разработочное развитие, сколько варьирование.

Контрастность тоже присутствует в сонатах Шуберта, но этот принцип преломляется по-иному, не вполне традиционно: контрастируют друг другу не столько главная и побочная партии, сколько разделы более крупные, например, разработка может контрастировать с экспозицией, а экспозиция – со вступлением. Протяженностью обычно отличаются главные партии, но они имеют простую трехчастную форму, что тоже роднит их с песенным жанром. Размер связующей может быть разным: в одних случаях это краткая – протяженностью всего в три такта – связка, в которой осуществляется модуляция, в других же сонатах связующая имеет форму периода повторного строения. Партия побочная представляется не столько антитезисом, сколько «новой песней». Переход от побочной к заключительной зачастую разрастается до самостоятельного раздела. Заключительная партия либо примыкает к предшествующему материалу побочной, либо приобретает значение еще одной самостоятельной песенной темы. Экспозиция у Шуберта нередко бывает трехтональной, а реприза проходит в тональности субдоминанты.

Одним из высших достижений композитора в области сонатной формы в фортепианном воплощении стала первая часть Сонаты до минор. Это одно из последних произведений Шуберта, завершено оно было в 1828 г., всего за два месяца до смерти. Открывающая ее главная партия своим суровым героическим характером перекликается с темами Бетховена: гармоническая устойчивость, пассажи, охватывающие весьма широкий диапазон, пунктирный ритм, плотность аккордовой фактуры – это самая напряженная, самая драматическая тема первой части. Она представляет собою неквадратный период: первое предложение – восьмитактовое, во втором развитие интонаций первого сочетается с введением нового материала, за счет чего предложение оказывается расширенным. Каденция, завершающая главную партию, одновременно является началом связующей, лирическое спокойствие и легкая, «воздушная фактура» которой словно «растворяют» в себе героику главной. В ней совершается ряд модуляций – от до минора до си-бемоль мажора – доминанты к параллельной тональности, в которой излагается побочная. Умиротворенность царит и в побочной партии. Ее первая волнообразная тема опирается на устойчивые ступени. Грациозная, скерциозная вторая тема интонационно связана с фигурациями, сопровождавшими первую. Начинаясь в тональности, являющейся одноименным минором по отношению к параллельной, эта тема завершается в ми-бемоль мажоре. Примечательно, что в эту тему проникают секундовые элементы главной в уменьшении. Разработка носит импровизационный характер, интонационные связи с экспозицией выражены весьма слабо, но суровость роднит ее с главной партией. В репризе наибольшие изменения претерпевает связующая партия, сократившаяся до одного предложения. Обе темы, составляющие побочную партию, излагаются в основной тональности. Краткая, мрачная кода возвращает к образам разработки. Присутствуют в ней и элементы главной, но звучат они приглушенно, утратив свою драматическую напряженность.

Прекраснейшим образцом фортепианной музыки можно назвать вторую часть Сонаты си-бемоль мажор – исключительно трагедийную и драматичную. Несмотря на трехдольность, особенности ритма уподобляют ее маршу.

При всей свое необычности фортепианные сонаты Шуберта являют собой одну из интереснейших страниц его творчества и фортепианной музыки XIX столетия в целом.

 

Музыкальные Сезоны

 

Все права защищены. Копирование запрещено