Жанр скерцо сформировался в эпоху классицизма. Его характерными чертами стали сложная трехчастная форма с динамичными крайними разделами и более статичным средним, трехдольность, быстрый темп, задействование контрастных регистров и тембров, стаккатное звучание с полным отсутствием кантиленности. Эти традиционные черты получили воплощение и в шопеновских скерцо, и все же в этом жанре композитор выступил новатором. Прежде всего, у Фредерика Шопена скерцо представляет собой не часть сюиты или сонаты, а самостоятельное произведение, в котором ничто не напоминает об изначальном смысле слова «скерцо» – «шутка». Ни в одном скерцо Шопена нет и намека на игривость или юмор – эти произведения исполнены драматизма, их образный строй отличается трагизмом или даже мрачностью. В сущности, это можно считать развитием традиций Людвига ван Бетховена: трагедийная третья часть его Пятой симфонии по формальным признакам является скерцо, а в Девятой симфонии скерцо выглядит не только драматическим, но и зловещим.
Скерцо № 1 си минор, ставшее первым образом новой трактовки жанра, было создано в 1832 г., а опубликовано в 1835 г. По образному строю его можно сопоставить с этюдом, известным под заглавием «Революционный» – тот же страстный, трагический пафос. По-видимому, накал страстей в шопеновских скерцо вообще и в этом произведении в частности был не просто выражением романтических душевных порывов, а выражал тревогу о судьбе польского народа, всегда глубоко волновавшей композитора. Один из издателей назвал это произведение «адским пиршеством», а писатель Ярослав Ивашкевич усматривал в нем параллель с поэмой Адама Мицкевича «Дзяды», в которой переплетаются повествования о человеке, погубившем свою душу в поисках возвышенной, идеальной любви, и о печальной судьбе борцов за свободу Польши, сосланных в Сибирь. Действительно, романтически-мрачный оттенок балладности присутствует в ряде моментов си-минорного скерцо.
Начинается скерцо противопоставлением терцквартаккорда второй ступени и звучащего в басу доминантового квинтсекстаккорда (Борис Асафьев называл этот момент «набатом, звоном меди» и сопоставлял с «легендами о звонарях в башнях над средневековыми городами»). Аккорды сменяются вихревыми пассажами – то восходящими, то нисходящими. Это стремительное движение обрывается уменьшенным вводным септаккордом и стонущими интонациями – так уже в первом разделе скерцо устанавливается двойственность образа, в котором страстный порыв противопоставляется скорбному отчаянию.
В следующем разделе – Agitato – возвращение первой темы подготавливается секвенционным развитием, которое приобретает особенно тревожный и драматичный характер благодаря хроматизмам. За повторением первого раздела вновь проводится второй, а затем – снова первый.
Совершенно иной образ возникает во второй теме скерцо – спокойной лирической мелодии. Она имеет фольклорный источник в лице польской народной рождественской песни «Засни, младенец, мое золотко» (тема не является прямым цитированием этом фольклорной мелодии, но интонационное родство с нею очевидно). Умиротворенность темы подчеркивается малоподвижностью басового голоса, а фольклорный характер – необычными гармоническими сопоставлениями. Очень красочно звучат сопоставления регистров, «передающих» друг другу мелодию.
Эта идиллически-умиротворенная картина разрушается вторжением аккордов, которыми начиналось скерцо, и возвращением образов мрачных и беспокойных. Некоторые исследователи творчества Шопена усматривали в таком повторении некоторую схематичность, однако оно становится идеальным выражением принципа контраста, играющего столь важную роль в произведениях Шопена вообще и в скерцо в частности. Особую роль играет в произведении кода – именно в ней музыкальное развитие достигает своей кульминационной точки. Движение по трезвучиям всех функций – тоническим, субдоминантовым и доминантовым – сочетается с хроматизмами, а общее вихревое движение устремляется к терцквартаккорду второй ступени, особую остроту которому придают повышенные квинта и терция. За ним следует другое созвучие – еще более острое, диссонирующее: субдоминантовый септаккорд с повышенной примой сочетается с доминантовой гармонией. Смятение, ужас звучат в этих аккордах. Нисходящий ход по звукам тонического трезвучия, сочетающимся с хроматизмами, сменяется восходящем хроматическим гаммаобразным пассажем с акцентами. Далее следует автентический каданс, но завершается скерцо все-таки кадансом плагальным, с тоническим басом.
Скерцо № 1 си минор стало одним из музыкальных воплощений тех дум и чувств, которые владели Шопеном после подавления восстания в Польше. Здесь есть и мрачный драматизм, и светлая мечта изгнанника о родине, выраженная в идиллической теме рождественской песни.
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев