(1867–1950)

 

Французский композитор Шарль Кёклен прожил долгую жизнь. Габриель Форе и Клод Дебюсси были его близкими друзьями, его очень уважали столь различные по своим эстетическим убеждениям композиторы как Морис Равель и Эрик Сати. Все, кто знал Кёклена, говорили о нем как об умном и обаятельном человеке. Всегда сохраняя верность собственным принципам, он всегда прислушивался к новым веяниям.

Шарль Кёклен, уроженец Парижа, был выходцем из состоятельного семейства, его дед владел текстильной фабрикой и был известен деяниями благотворительности. В детстве и юности Шарль не помышлял о том, чтобы связать свою жизнь с музыкой – он хотел стать артиллерийским офицером, поступил в Политехническую школу, но заболевание туберкулезом перечеркнуло мечты о военной карьере. Чтобы поправить здоровье, Кёклену пришлось несколько лет провести в Алжире – и именно тогда он увлекся музыкой и начал серьезно заниматься, а по возвращении в Париж в 1890 г. стал студентом Парижской консерватории. Его наставником по композиции был Жюль Массне, а позднее – Габриель Форе. Андре Жедальж, у которого он обучался контрапункту, привил ему любовь к творчеству Иоганна Себастьяна Баха.

В ранний период творчества композитор отдавал предпочтение вокальной музыке, создавая сочинения на стихи Поля Верлена, Теодора де Банвиля, а в начале ХХ столетия он создал несколько программных симфонических произведений: «Вальпургиева ночь», «На море ночью», «Траурная песнь в память умерших молодых женщин». Ориентируясь на традиции французских полифонистов, Иоганна Себастьяна Баха и Людвига вон Бетховена, Кёклен живо интересовался новыми тенденциями – в частности, атональными и политональными приемами, а также творчеством Дебюсси. Очень заинтересовала его оркестровая прелюдия «Послеполуденный отдых фавна», а после премьеры «Пеллеаса и Мелизанды», вызвавшей немало споров, он писал критические статьи, в которых отстаивал оперную реформу Дебюсси. Впрочем, такую активную позицию Кёклен занимал не только в том, что касалось музыки – с таким же жаром он выступал в защиту невинно осужденного офицера Альфреда Дрейфуса.

Несмотря на зарождение и развитие новых тенденций, музыкальный мир Франции в начале ХХ столетия был еще весьма консервативным. В Schola Cantorum и Национальном музыкальном обществе, которые задавали тон художественной жизни, сильно было влияние Венсана д’Энди, Камиля Сен-Санса и других композиторов старшего поколения. В противовес этому в 1909 г. было создано Независимое музыкальное общество, одним из основателей которого стал Шарль Кёклен наряду с Морисом Равелем, Габриелем Форе и Флораном Шмиттом. Целью организации стало продвижение новой музыки.

В 1910-х гг. Кёклен создал ряд камерно-инструментальных произведений: два струнных квартета, сонаты для скрипки, гобоя, флейты, альта, фагота, валторны, кларнета, а также сонату для двух флейт. Посвятить себя сочинению музыки полностью Кёклен не мог – добиться исполнения своих произведений было не так-то просто, а значит, композиторская деятельность не могла приносить достаточный доход, чтобы содержать семью, и Кёклен зарабатывал, как мог – писал музыкально-критические статьи, учебники, книги о музыке («Клод Дебюсси», «Музыка и народ», «Габриель Форе»), а также преподавал. Впрочем, педагогическая деятельность не угнетала его, а своим лучшим учеником он называл… самого себя: преподавание было для него способом не только передать свои знания молодым композиторам, но и чему-то научиться самому. Среди учеников Кёклена – Андре Соге, Франсис Пуленк, Камарго Гуарньери, Роже Дезормьер.

В 1927 г. была написана «Симфония гимнов», а в следующем году композитор отправился в США, где несколько лет преподавал композицию, а по возвращении – в 1933 г. – создал оркестровое сочинение под заглавием «Симфония семи звезд». Не стоит думать, что внимание композитора привлекли небесные светила – речь шла о звездах экрана, части симфонии посвящены Дугласу Фербенксу, Марлен Дитрих и другим знаменитым киноактерам. Заключительную часть Кёклен посвятил своему любимому артисту – Чарли Чаплину, в основу ее положена тема, составленная из нот, соответствующих буквам имени актера.

С возникновением в 1935 г. Народной музыкальной федерации Кёклен примкнул к этой организации. Он организовывал самодеятельные хоры, выступал как лектор, писал массовые песни. Одна из них – антифашистская песня «Свободу Тельману!» – приобрела особую известность.

Среди сочинений 1940-х гг. – Пятнадцать прелюдий для фортепиано, ряд пьес для духовых инструментов и камерных ансамблей, симфоническая поэма «Новый город», музыка к фильму «Победа жизни». На момент смерти композитора в 1950 г. многие его сочинения еще не были ни исполнены, ни изданы. Пропагандой его творчества занималось в последующие годы «Общество друзей Шарля Кёклена», созданное учениками композитора.

 

Копирование запрещено.