(р. 1935)

Часто ли зрители, просматривая титры, обращают внимание на фамилию композитора? Далеко не всегда – особенно когда речь идет о детях, которые смотрят мультфильмы. Между тем, именно музыка во многом определяет то впечатление, которое производит на зрителя картина, и в этом смысле можно сказать, что удачный выбор композитора – половина успеха для режиссера. Не одно поколение советских, а потом и российских детей выросло на «Мореплавании Солнышкина», «Сказках маленького лисенка», «Обезьянках» и других мультфильмах, музыку к которым написал Шандор Эрнестович Каллош, а взрослым кинозрителям полюбились такие картины, как «Пограничный пес Алый», «Визит дамы», «Кое-что из губернской жизни».

Венгр по происхождению, Шандор Эрнестович появился на свет в городе Черновцы. Получать профессиональное образование он начал в музыкальном училище родного города, затем поступил во Львовскую консерваторию, где его наставником был Адам Мечиславович Солтыс. После окончания консерватории во Львове композитор обучался у Юрия Шапорина в аспирантуре Московской консерватории.

Будучи скрипачом, Шандор Каллош играл в составе разных оркестров с 1954 г. по 1963 г., а позднее он выступал как исполнитель на менее распространенном в ХХ столетии инструменте – лютне. В таком качестве он сотрудничал с ансамблем «Мадригал», аккомпанировал сестрам Лисициан, выступал как солист. Фирмой «Мелодия» была записана грампластинка с произведениями Франческо да Милано, Марко Фабрицио Карозо, Джона Доуленда и неизвестных авторов эпохи Возрождения в исполнении Каллоша. Кроме того, он принял участие в записи оперы Джулио Каччини «Эвридика» для грампластинки из серии «Тысяча лет музыки».

Интерес к старинной музыке отразился и в композиторском творчестве – например, Каллош написал Три ричеркара для солирующего альта, Канцону, Credo и Ричеркар для виолы д’амур. Он создавал сочинения на стихи Франсуа Вийона и других поэтов эпохи Возрождения для голоса в сопровождении старинных инструментов, а также трио-сонаты для альта, контрабаса и клавесина. Однако устремления композитора были обращены не только к прошлому, но и к будущему – так, в его «Диалогах» для виолы д’амур задействован магнитофон, а в Пяти пьесах старинная лютня сопоставляется с электронным инструментом терменвоксом.

Писал Каллош и для более традиционных инструментальных составов. Он создал четыре симфонии, два скрипичных концерта, но даже в этой области он предпринимал интересные эксперименты – например, Концерт для альта и контрабаса с оркестром.

Широкой публике Шандор Каллош известен прежде всего как автор киномузыки. «Хорошо сидим!», «Пегий пес, бегущий краем моря», «Вино из одуванчиков», «Дикая любовь», «Геркал у Адмета», «Икар и мудрецы», «Новогоднее приключение двух братьев» – это лишь малая часть кинокартин и мультфильмов, в которых звучит его музыка. Она не только сопровождает действие, но и становится полноправным действующим лицом. Именно футуристическая музыка становится выразительным штрихом к жутковатому в своей технократичности образу города будущего в короткометражном мультфильме «Чудо» из альманаха «Веселая карусель» № 5, а вдохновенная мелодия, сопровождающая полет главного героя в мультфильме «Икар и мудрецы», звучит как истинный гимн величию человеческого духа.

Каллош создал музыку к большому количеству радиоспектаклей: «Вий», «Война с саламандрами», «Мистические рассказы» (по Редьярду Киплингу) и другим. Актер и режиссер Михаил Козаков утверждал, что в моноспектакле «Евангелие от Мастера» именно музыка Каллоша во многом помогла ему расставить смысловые акценты в самых неоднозначных моментах романа Михаила Булгакова – повествовании о Пилате и Иешуа Га-Ноцри.

Особая страница творческой биографии Шандора Каллоша – работа над балетами. Начало ей было положено в 1984 г. Николай Николаевич Боярчиков на всю жизнь запомнил, как в кабинет к нему вошел незнакомый прежде композитор и с порога предложил создать балет на сюжет Уильяма Шекспира. Балетмейстер был очень удивлен таким предложением, но Каллош тут же предложил ему послушать «музыку, которую мог слышать Шекспир». Шандор Эрнестович играл на фортепиано в течение двух часов, и хореограф был заинтригован. В результате родился балет «Макбет». Впоследствии композитор и балетмейстер создали еще две постановки – «Фауст» и «Принцесса Луны» на сюжет средневековой японской повести. Боярчиков – не единственный балетмейстер, с которым сотрудничал Каллош, он написал музыку к балетам Май-Эстер Мурдмаа «Алиса в Стране чудес», «Свадебное путешествие» и «Пляска смерти».

Не менее своеобразно оперное творчество Каллоша. Опера «Куприянов и Наташа» по произведению Александра Ивановича Введенского развивает идею «театра абсурда». Необычно определен жанр пьесы «Королевские игры», созданной в соавторстве с драматургом Григорием Израилевичем Гориным – «опера для драматического театра».

Все права защищены. Копирование запрещено.