«Вместо нежного привета
Ей, царице всех услад,
Чтоб забыться, песнь рассвета
Я сложу на новый лад».
Так писал в начале XIII столетия окситанский трубадур Ук де ла Бакалария. Свою «песнь на новый лад» он противопоставил альбе – традиционному жанру куртуазной поэзии: если альба представляла расставание влюбленных на рассвете, то эта песнь живописует страдания влюбленного, томящегося ночью в одиночестве («О Боже, как наскучил мрак, как я жду рассвета!» – такими словами завершается каждая строфа). Эта «альба на новый лад» стала первым образцом нового жанра – серены, или серенады («вечерней песни»). К сожалению, мелодия этой самой первой серенады не сохранилась – с уверенностью можно сказать лишь то, что она существовала (трубадуры не отделяли поэзию от музыки).
Серенада не заняла в поэзии трубадуров такого положения, как кансона или та же альба, оставаясь второстепенным жанром – но, в отличие от них, пережила века, продолжая существовать практически во все последующие эпохи. Правда, облик серенады менялся. Из жалобы на ночное одиночество влюбленного она превратилась в ночное или вечернее обращение к прекрасной даме, в моление о свидании. Именно в таком виде вокальная серенада вошла в музыкальный быт романских народов – итальянцев, испанцев. В этих странах возникла в Средние века и утвердилась в эпоху Возрождения традиция исполнения серенад под открытым небом – под балконом того, кому серенада посвящалась (чаще всего, конечно, под балконом прекрасной дамы). Обстоятельства рождения и исполнения определили облик серенады: лирическая мелодия, привлекающая внимание, и аккомпанемент, исполняемый на струнно-щипковом инструменте, который легко принести с собой (а главное, это был тот инструмент, на котором в средневековой Италии или Испании умели играть если не все, то многие: лютня, мандолина, гитара). Правда, для исполнения серенады можно было нанять и целый ансамбль – но это стоило денег, а потому было доступно не каждому влюбленному.
Серенада могла посвящаться не только прекрасной даме, но и какой-нибудь высокопоставленной особе – и в таких случаях это далеко не всегда была песня. Поэтому в XVII и в особенности в XVIII столетиях утвердился обычай именовать серенадами ансамблевые или оркестровые сочинения, создаваемые в чью-то честь. В сущности, с прежними вокальными серенадами их роднило только исполнение на открытом воздухе,
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.
Пока нет комментариев