Этюд – так называют художники набросок (зачастую сделанный с натуры), который послужит основой для будущей картины. Понятие этюда существует и в музыке, и музыкальный этюд тоже в определенном смысле можно назвать «наброском», только не для композитора, а для исполнителя.
Французское слово «etude» переводится как «изучение», и изначальное назначение музыкальных этюдов – это именно обучение музыканта, отработка исполнительских навыков. В этом смысле этюды близки к упражнениям, однако упражнение остается отработкой технического приема «в чистом виде», а этюд – это все-таки музыкальное произведение, пьеса, имеющая определенную форму и даже художественный образ (смысл такой пьесы не всегда бывает особенно глубоким – но он всегда присутствует). Учебное, «тренировочное» назначение этюда определило его главную особенность: он всегда построен на определенном виде исполнительской техники (в крайнем случае – на двух-трех родственных), которые музыканту надлежит отработать. Это может быть гаммаобразное (то есть поступенное движение), арпеджио (движение по звукам аккордов), какой-либо штрих и т. д.
Когда возникли первые этюды? Это произошло в XIX столетии – в эпоху романтизма, отмеченную мощным взлетом исполнительской техники и появлением множества пьес, направленных на отработку музыкальных навыков. В начале XIX столетия сборники этюдов появляются в немалом количестве, некоторые из них носят весьма поэтичные названия – например, «Путь к Парнасу» итальянского композитора Муцио Клементи, а сборник этюдов немецкого композитора Иоганна Крамера именовался проще – «Большая школа фортепианной игры».
Говоря о фортепианных этюдах, нельзя не упомянуть Карла Черни. Этот композитор и пианист – ученик Людвига ван Бетховена – в молодости показал себя как прекрасный исполнитель: именно ему Бетховен доверил исполнение своего Фортепианного концерта № 3, а Ференц Лист утверждал, что в 1820-х гг. только Черни исполнял его творения должным образом. Однако с двадцатичетырехлетнего возраста он прекратил выступать, целиком посвятив себя обучению пианистов и созданию музыки. По воспоминаниям современников, музыкальные произведения Черни создавал с такой же скоростью, с какой другие люди пишут письма, однако большая часть его творческого наследия ныне забыта – чего нельзя сказать о фортепианных этюдах Карла Черни. Поистине, без них не выучился ни один пианист!
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.
Пока нет комментариев