С тех пор, как возник инструментальный концерт, композиторы создавали в этом жанре произведения для разных инструментов: чаще всего – для скрипки и фортепиано, чуть реже – для виолончели, для духовых инструментов… Мы расскажем о концерте для «инструмента», который традиционно считается самым совершенным – для человеческого голоса. Автор этого необычного сочинения – Рейнгольд Морицевич Глиэр.

Концерт для колоратурного сопрано с оркестром был написан в 1943 г. Шла Великая Отечественная война – и вот в это суровое, тревожное время композитор создает лирическое произведение. Само по себе поручение сольной партии не какому-либо инструменту (даже такому «теплому», как виолончель, или такому нежному, как флейта), а голосу свидетельствует о стремлении раскрыть в нем сокровенные глубины человеческой души. Но ведь именно в тяжелые и даже жестокие времена возникает обостренное желание почувствовать «человеческое в человеке»! Концерт Глиэра должен был помочь слушателям ощутить восхищение красотой мира, поверить в грядущее торжество жизни.

Создавая произведение для колоратурного сопрано, композитор интерпретировал его в соответствии с жанровыми признаками, типичными для инструментального концерта. Он не дал певице дополнительного выразительного средства, столь привычного для вокалистов – литературного текста. Концерт, будучи по своей природе вокализом, остался образцом «чистой» (непрограммной) музыки, его образное содержание передается исключительно «инструментальными» свойствами голоса. Присуща творению Глиэра и такая характерная черта концертного жанра, как виртуозность. К моменту создания Концерта Рейнгольд Морицевич имел уже немалый опыт в области вокальной музыки – уже были написаны опера-оратория «Земля и небо», опера «Шахсенем», множество романсов – и это помогло создать очень сложную вокальную партию, богатую виртуозными приемами. Исполнение такого сочинения сделает честь исполнительнице, преодолевшей все трудности – но не восхищение публики вокальной техникой было главной целью композитора, виртуозные приемы – лишь «штрихи» к прекрасному музыкальному образу.

В отношении структуры цикла композитор отступил от классических традиций – Концерт состоит не из трех, а из двух частей, сопоставляемых по принципу темпового и образного контраста: первая часть – медленная, вторая – быстрая; первая часть исполнена тревоги и печали, вторая светла и радостна.

Часть первая – Andante – открывается небольшим оркестровым вступлением. В мелодии, излагаемой струнными, исполненные страстного чувства широкие ходы сочетаются с щемящими секундовыми интонациями. Вступлению колоратурного сопрано предшествуют реплики деревянных духовых, его партия возникает на фоне аккомпанемента струнных, звучание которых смягчается сурдинами. В теме, начинающейся с двух глубоко различных интервалов – мягкой малой терции и широкого восходящего скачка на октаву – воплощена целая гамма разнообразных эмоций: в этой мелодии есть и порывистость чувства, и смятение, и печаль. Внутренняя контрастность, заданная изначально, сохраняется на всем протяжении мелодии – развертываясь волнообразно, она то устремляется к вершинам, то бессильно никнет. В процессе развития к сопрано присоединяются кларнет и флейта, в оркестровой ткани появляются подголоски, «вырастающие» из интонаций темы. В связующей партии фразы, «недосказанные» солисткой, подхватывают кларнет и гобой, а вокальная партия поднимается все выше и звучит все напряженнее. Вторая тема появляется в кульминационный момент, но не у голоса, а у деревянных духовых – флейт и кларнетов. Она тоже имеет лирический характер, но с иным оттенком – элегическим, мечтательным. Особую эмоциональную насыщенность придает теме секвенционное развитие. Эпизод, заменяющий разработку, лаконичен: сопрано «перекликается» с кларнетом, а затем замирает на трели в высоком регистре. Сопрано и кларнет расцвечивают орнаментальными «украшениями» первую тему, излагаемую скрипками. В репризе темы становятся более динамичными, но в целом сохраняют свой облик.

Вторая часть – Allegro – контрастирует первой не только в темповом, но и в ладовом отношении: на смену минору приходит мажор. Она звучит как блестящий вальс, изложенный в форме рондо. Партия сопрано легко «взлетает», подобно птичьему пению – этому ликующему «голосу природы», а затем возникает обаятельная вальсообразная мелодия, очень грациозная и плавная. Вновь звучит бравурная первая тема, затем появляется мечтательная третья. В процессе музыкального развития появляются блестящие пассажи, отрывистые штрихи. Заключительный раздел отмечен блестящей виртуозностью, выражающей бурную радость.

Успешная премьера Концерта для колоратурного сопрано с оркестром состоялась в 1943 г., его первой исполнительницей стала Надежда Аполлинарьевна Казанцева.

 

Все права защищены. Копирование запрещено.