Весна 1941 года, Сергей Сергеевич Прокофьев обращает взор на роман Л.Н.Толстого «Война и мир»… что это было – одно из тех необъяснимых пророческих озарений, которые посещают иной раз гениев? Или же для композитора, как для многих мыслящих людей той эпохи, была очевидна неизбежность войны, которой не хотел никто? Так или иначе, С.С.Прокофьев задумывает оперу по роману Л.Н.Толстого об Отечественной войне 1812 года, а начавшаяся война, которая тоже войдет в историю под названием Отечественной, укрепила это желание.
Мысль об оперном воплощении эпопеи Л.Н.Толстого – со всеми ее сюжетными линиями, многочисленными подробными описаниями и размышлениям, с персонажами, количество которых исчисляется сотнями – могла показаться такой же дерзкой и невыполнимой, как некогда идея «Евгения Онегина» П.И.Чайковского. И если П.И.Чайковский все же остановился на «лирических сценах», то С.С.Прокофьев намеревается вывести в опере обе линии романа – и «военную», и «лирическую», из которой была выбрана история взаимоотношений князя Андрея. Композитор и его супруга Мира Мендельсон-Прокофьева, взявшаяся создать либретто, выстроили план будущей оперы, в который включено было двенадцать картин (впоследствии была добавлена еще одна).
От чего Сергей Сергеевич отказывается сразу – так это от идеи превратить прозаический текст оригинала в рифмованный. В либретто включаются фрагменты романа в первозданном виде – разумеется, много сокращается, но бережно сохраняются характерные для писателя обороты и эпитеты.
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.
Пока нет комментариев