Сериал. Рихард Вагнер

 

Собственно, проблемы не в антисемитизме как таковом. У меня тоже иногда появляется это неприятное чувство, когда с утра после вчерашнего я смотрю в зеркало. Проблемы в том, что мы теперь, кажется, знаем, какие безбрежные перспективы предоставляются нам всем, если эту форточку антисемитизма открыть. Зато в этом современном, здорово напуганном Холокостом, мире мы не совсем представляем себе мир, который был до водораздела. А Вагнер-то жил именно в нём. И когда он подписывал в 1880 году «Антисемитскую петицию», он был не один, а один из 250 тысяч человек, которые её подписали, причём в требования входило то, что и без всякой петиции было в России. Мысли, написанные К.Марксом в статье 1844 года «Еврейский вопрос» очень нравились Гитлеру, он только сокрушался, что их высказал еврей.

Я был в шоке, когда узнал, что Гитлер был номинирован на Нобелевскую премию мира в 1939 году. А если посмотреть с позиций его современников? По состоянию на лето 1939 года: бескровно объединил разорванную немецкую нацию, поднял Германию. А между прочим, выплата репараций Германией странам Антанты по Версальскому договору была предусмотрена до 1983 года. А что до отдельных эксцессов вроде Хрустальной ночи и прочих погромов, то это мировому сообществу было по барабану. Идиома «права человека» была ещё неизвестна. И океанский лайнер «Сент-Луис» с еврейскими беженцами из Германии в 1939 году болтался в океане, как цветок в проруби не хуже «Летучего голландца», и ни Куба, куда они, собственно, направлялись, ни США, ни Канада никого не приняли, отправив корабль обратно в Европу. Тогдашнему премьеру Канады принадлежит фраза: «Ни одного – уже слишком много». Кому-то повезло остаться в Англии, остальных приняли Франция, Голландия и Бельгия. Результат предсказуем. Войну пережили около 130 из 937 пассажиров «Сент-Луиса».

По одну сторону Ла-Манша в концлагере Хьютон исполнялась «Хьютонская сюита» бывшего руководителя Майнцской консерватории интернированного иммигранта Ганса Галя, а по другую – в Шталаге в Силезии – «Квартет на конец света» Оливье Мессиана.

И только после войны, когда человечество огляделось и ахнуло, что-то начало потихоньку меняться.

Мы уже привыкли к этому «постхолокостному» миру. А ведь неологизм «геноцид» появился как слово лишь в 1944 трудами юриста Рафаэля Лемкина, и только в 1948 году его же нечеловеческими усилиями стал юридическим термином международного права. Этот человек заслужил, чтобы его знали в лицо.

Рафаэль Лемкин

Вот то-то.

 

Ну, и что теперь с этим всем делать?

В мае 1933 года пышно и торжественно Германия отмечала 50 лет со дня смерти Вагнера.

В 2011 году во Франции разразился скандал по поводу включения в списки «национальных чествований» Луи Фердинанда Селина – одного из величайших писателей XX века в связи с 50-летием со дня смерти. Министерство культуры Франции в нерешительности потопталось на месте некоторое время и после скандала, устроенного общественностью, вычеркнуло Селина из списков. Селин оказал огромное влияние на французскую литературу, да и на мировую середины ХХ века. Его романы «Смерть в кредит» и «Путешествие на край ночи» относят к вершинам французской словесности ХХ века. А вот его памфлеты рубежа 30-х – 40-х годов принесли ему репутацию антисемита, расиста и человеконенавистника. Они после войны так и не издаются до сих пор, хотя фрагменты из «Безделиц для погрома», относящиеся к его поездке в СССР в 1937 году, мне прочитать удалось, и там есть очень много точных и ярких формулировок, относящихся к жизни в тогдашнем Ленинграде. Они на удивление близки к текстам Андре Жида, который в это же время побывал в СССР по приглашению Советского правительства и навсегда обидел его своей книгой «Возвращение из СССР». Вот такой парадокс.

А как он пишет о «Пиковой даме» в Мариинке! (Речь идёт о постановке Н.Смолича).

«… «Пиковая дама» – жеманная старая шлюха. Кокетливая ведьма, окорок с душком. Она по-прежнему покоряет сердца. Только стоит произнести «Пиковая»! как тут же из глубины русского сердца откликнется: «Дама»! это пир во время чумы!.. «Пиковая дама» это своеобразная, непостижимая месса, в ней есть очарование убийства: мятежное, тлеющее в глубине мира пламя погрома, которое однажды вспыхнет: взовьется вверх! До самого неба!.. выше золоченых куполов огромного собора!.. Пламя выжидает, колеблется, дрожит, стелется по земле, музыка задыхается, становится нежнее, убаюкивает: «Три карты!» Три самоубийства! Это царский перстень, переливающийся на пальце мумии»…

Селин активно сотрудничал с нацистами и призывал к полному уничтожению евреев в памфлетах, которые печатали петэновские издания. В конце войны он сначала бежал на юг Германии вместе с правительством Виши, затем в Данию, где после суда оказывается в тюрьме. В 1951 освобождённый по амнистии Селин, совершенно одинокий и забытый, поселяется под Парижем и практикует там в качестве врача для бедных. На Youtube под телеинтервью Селина 1960 года стоит ремарка: «Добавление комментариев к этому видео запрещено».

Классик и гордость Норвегии Кнут Гамсун, убеждённый нацист, которого с восьмидесятилетним юбилеем поздравлял лично Гитлер, которому гордившиеся Гамсуном и ненавидевшие нацизм соотечественники перебрасывали через забор его усадьбы тома его книг. Гамсун, который написал 7 мая 1945 года совершенно бредовый некролог Гитлеру: «… он был воином. Борцом за человечество, провозвестником Евангелия о правах всех народов. Он был реформатором высшего класса… В таком свете, вероятно, видит Адольфа Гитлера рядовой представитель Западной Европы, а мы, его ближайшие единомышленники, склоняем голову над его прахом». Могу лишь пожать плечами в знак глубокого недоумения.

Сюда же можно добавить и Эзру Паунда, основоположника англо-американского модернизма в поэзии, отданного после войны под суд за пропаганду фашизма, и выдающуюся Лени Рифеншталь, которой многие десятилетия приличные люди не подавали руки.

Поэтому совершено неудивительно отношение к Вагнеру в Израиле. Как говорится, «в доме повешенного»…

«…и не был убийцею создатель Ватикана?»

А.С.Пушкин

«Нет ответа»

Н.В.Гоголь

Все права защищены. Копирование запрещено.