Петр Чайковский. Работа Николая Кузнецова. 1893 год. Последний портрет композитора. © / public domain

Положение фортепианной сонаты в творчестве Петра Ильича Чайковского парадоксально. Фактически являясь основоположником отечественной классической фортепианной сонаты, он всего два раза обратился к этому жанру. Впервые это произошло на заре творческой жизни композитора – в 1865 г., когда Петр Ильич завершил обучение в консерватории, и Первая соната так и не была издана при жизни композитора – вероятно, потому, что Чайковский, будучи исключительно требовательным к себе, критически оценивал свое творение. В этом же следует искать и причину того, что он довольно долго не решался приняться за создание новой сонаты для фортепиано. Но прошло тринадцать лет, Чайковский за это время успел создать несколько программных симфонических произведений, четыре симфонии, первые оперы и другие сочинения – иными словами, приобрел творческий опыт и был вполне сложившимся композитором, в том числе и в области фортепианного творчества – были написаны такие шедевры, как Первый концерт и «Времена года». Это время было нелегким для композитора – в 1877 г. он пережил тяжелый душевный кризис, и первым крупным сочинением, за которое он принялся после его преодоления, стала Большая соната для фортепиано соль мажор. Тот пафос и та мощная жизнеутверждающая энергия, которыми она насыщена, связана с теми переживаниями, которые владели тогда Чайковским – с его духовной победой.

Соль-мажорная соната – наиболее масштабное произведение Чайковского для фортепиано соло. Ей присуща и психологическая глубина, и симфоничность музыкального мышления, чертами которой отмечены даже фортепианные миниатюры и романсы Чайковского:

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Я уже подписчик. Войти