Блестящие, искрящиеся весельем мелодии, зажигательные танцы, легкий и веселый сюжет – и, конечно, счастливая развязка… Это оперетта! Слово «оперетта» буквально означает «маленькая опера», и первоначально это слово употреблялось именно в таком смысле. То, что мы называем опереттой сейчас, можно назвать «младшей сестрой» или даже «дочерью» оперы.
Как известно, история оперного жанра начиналась с попытки возродить античную трагедию, и это с самого начала наложило отпечаток на выбор сюжетов. Прежде всего, это была античная мифология и литература, потом в ход пошли эпические произведения Средневековья и эпохи Возрождения (к одному только «Неистовому Роланду» Лудовико Ариосто обращались и Антонио Вивальди, и Жан-Батист Люлли, и Георг Фридрих Гендель, и другие композиторы), не была забыта и Библия. Всё это было призвано возвысить человеческий дух, отвлекая зрителя от низменных страстей… Вот только человек не может постоянно быть серьезным, да и великие страсти Ифигении или Ринальдо так далеки от проблем, волнующих простого смертного, сидящего в зале. Естественное желание зрителей видеть на сцене обычных людей, подобных им самим, породило сначала интермедии, разыгрывающиеся между актами, затем жанр комической оперы.
В разных странах она приобрела особые черты: в итальянской opera-buffa арии и другие номера соединялись речитативом secco, а во французской opera-comique – разговорными диалогами (речью без пения). Но и комической опере стало тесно в первоначальных рамках – ведь в жизни простых людей происходят не только комические события (неуспех оперы Жоржа Бизе «Кармен» при первой постановке во многом объяснялся противоречием:
Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.
Пока нет комментариев