Открытие нового театра – это всегда значительное событие, и особенно приятно – и публике, и артистам – когда к нему приурочивается мировая премьера. Театр музыкальной комедии в Ленинграде открылся в 1929 г. премьерой оперетты Николая Михайловича Стрельникова «Холопка». Парадокс заключается в том, что изначально создавать новую оперетту никто не собирался. Текст, который написали Евгений Геркен и Виктор Раппопорт, должен был стать русским либретто оперетты Имре Кальмана «Принцесса цирка». Действие было перенесено в Россию XVIII столетия, рассматривались разные варианты заглавия: «Холопка», «Сиятельная холопка», «Принцесса-холопка». Ситуация, представленная в пьесе, стала еще более острой: в условиях крепостного права брак с холопом не просто становился ударом по репутации, а превращал героиню в крепостную… Однако к музыке Кальмана текст не подошел, и было решено создать новую оперетту. Музыку написал Стрельников. Так родилась «Холопка» – первая советская историческая оперетта.
В усадьбе графа Кутайсова собрались многочисленные гости. Атмосферу праздника создает торжественное звучание хора, сопровождаемого духовым оркестром. Ожидается грандиозное событие: в спектакле вместе с крепостными артистами графа выступит парижская актриса Виолетта Леблан. Участники спектакля через парк идут к театру. Одну из них – Поленьку – останавливает слуга Митрусь. Когда-то они с Поленькой вместе выступали в балете, а сейчас он только что вернулся из Парижа вместе со своим хозяином – Андреем Туманским. Дуэт Поленьки и Митруся выдержан в ритме фокстрота. Из театра выходят гости, среди них – единокровный брат Туманского, гусар Никита Батурин. Вместе с другими гусарами он восторженно приветствует Виолетту, хор подхватывает мелодию ее канцонетты. Когда все расходятся, Андрей, оставшись наедине со слугой, не снимая карнавальной маски, изливает горькие чувства в ариозо: положение его двойственно, отец его – князь, а мать – крепостная. Тем временем Поленьке грозит суровое наказание за опоздание, но Виолетта заступается перед ней перед камердинером графа.
Андрей снимает маску при появлении Никиты. Тот радуется встрече с братом, но в целом у них мало поводов для радости: отец намеревался официально усыновить незаконнорожденного отпрыска, но скончался, не успев осуществить намерение. Никите же из-за долгов пришлось продать Кутайсову имение и всех крепостных, ок числу которых принадлежит и его брат. Он хотел предупредить Андрея, чтобы тот не возвращался на родину. Возможно, Андрей действительно остался бы во Франции – ведь он влюблен в Леблан с тех пор, как спас ее от гнева толпы (она публично назвала Наполеона тираном). Но Виолетта была выслана, и он отправился вслед за нею – так он и оказался в России. Никита просит графа дать вольную Андрею, и тот соглашается – с условием, что тот станет супругом Виолетты. Финальный ансамбль переходит в веселую песню, запеваемую Никитой и подхватываемую гусарами и девушками.
Во дворце, расположенном в Гатчине дворовые люди развлекают графа песнями. Он рассказывает камердинеру о своих истинных намерениях относительно Леблан: он хочет стать любовником очаровательной актрисы, и для прикрытия ему нужен ее брак с Андреем. Появляются другие действующие лица, звучит блистательная песня Никиты («Эй, гусар!»), нежный дуэт Андрея и Виолетты. В дуэте Поленьки и Митруся цитируется украинская песня «Солнце низенько». Граф, танцуя с Виолеттой, предлагает ей стать женой Андрея, полагая, что она понимает его истинные цели. Виолетта соглашается, но не догадывается о намерениях Кутайсова. Начинается балетный дивертисмент. Тем временем камердинер сообщает графу, что Андрей и Виолетта любят друг друга, а значит, планы графа под угрозой. Кутайсов вне себя. Он зовет дворовых людей и объявляет гостям, восхваляющим молодую чету, что холопы поздравляют своего собрата, ведь Андрей, хоть и учился в Париже, остается его крепостным, а значит, холопкой станет и Виолетта, выйдя замуж за него. Девушка упрекает Андрея в предательстве, он убегает и покидает усадьбу, угнав лучшую тройку графа.
Дальнейшее действие разворачивается за границей, в отеле фрау Крошке, где скрывается Кутайсов, бежавший из России после убийства императора Павла. Здесь же Андрей, его печальный романс выдержан в вальсовом ритме. Фрау Крошке сообщает ему, что его разыскивают друзья, но он убежден, что друзей у него нет. Появляются Митрусь и Поленька, звучит самый известный номер оперетты – дуэт «Запушили путь метели», вместе с ними приехала и Виолетта. Но не только к Андрею прибыли гости из родной страны – фельдъегерь разыскивает Кутайсова. Граф в ужасе, но в переданном ему послании Александр I приказывает ему прибыть ко двору, дабы быть полезным: ведь Кутайсов – бывший камер-лакей, и замечательно умеет брить и стричь. Радости графа нет предела, а влюбленные счастливо воссоединяются. Завершает оперетту жизнерадостный квартет.
Став первой опереттой, поставленной в Театре музыкальной комедии, «Холопка» неоднократно возобновлялась на его сцене, ставилась в Ташкенте, Уфе, Воронеже и других городах. В 1963 г. оперетта была экранизирована под названием «Крепостная актриса».
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев