(1881–1951)

 

Метнер – уроженец Москвы – происходил из семьи, имевшей шведские и немецкие корни по материнской линии и датские – по отцовской, однако к моменту его рождения семья жила в Российской империи уже достаточно давно. Мать происходила из музыкальной семьи Гёдике, именно она стала первой учительницей музыки для талантливого сына, затем его обучал дядя – Федор Карлович Гёдике, преподававший в консерватории, а в одиннадцатилетнем возрасте Николай поступил в консерваторию. С юных лет Метнера увлекала музыка Иоганна Себастьяна Баха и Алессандро Скарлатти. Одним из его наставников в консерватории был Павел Августович Пабст, после его смерти Метнер учился у Василия Ильича Сафонова. Одновременно с искусством фортепианной игры Метнер обучался композиции. Не числясь официально чьим-либо учеником, он брал уроки у Николая Кашкина, Антона Степановича Аренского, большое влияние оказал на него Сергей Иванович Танеев. По окончании курса в 1900 г. он удостоился Большой золотой медали.

Сафонов мечтал о блестящей исполнительской карьере своего ученика, однако Метнер после окончания консерватории выступал не так много, отдавая предпочтение композиторскому творчеству. Выступать он не прекратил, но наряду с творениями Людвига ван Бетховена, Сергея Васильевича Рахманинова и других композиторов представлял публике собственные произведения. Впервые это произошло в 1903 г., когда Метнер исполнил несколько пьес из своего цикла «Картины настроений». В 1904 г. была написана Соната фа минор (впоследствии композитор создал еще четырнадцать сочинений в этом жанре – «Трагическая», «Соната-воспоминание» и другие). Фортепианные пьесы, написанные в студенческие годы, он не публиковал и не исполнял, считая недостаточно совершенными, но сочинения, созданные вскоре после завершения учебы, сразу привлекли к себе внимание публики. Его известность росла, и единственное, что ставили ему в укор критики – это чрезмерную «интеллектуальность» (впрочем, это не было изъяном музыки молодого композитора, это ее особенность, которая отличала творчество Метнера и в последующие годы).

Обстановка, сложившаяся в стране после Октябрьской революции, выбивала Метнера из колеи, особенно тяготила его бытовая неустроенность. Понимая, что все эти трудности неизбежно скажутся на творчестве, композитор решил на некоторое время покинуть родину. Перед планируемым отъездом Метнер с супругой по приглашению Анны Ивановны Трояновской намеревались провести несколько недель у нее на даче, но в силу обстоятельств Метнеры провели там два года. Условия были тяжелые: не хватало продуктов, не было электричества, и даже керосин нелегко было достать. Но Метнер воспринимал сложившиеся обстоятельства философски, утверждая, что иначе он никогда не разобрал бы «забытые мотивы» – многочисленные наброски, которые привез на дачу. Эту папку с эскизами он не выпускал из рук и по пути в Москву, куда они с женой отправились в 1920 г. в товарном вагоне. В 1921 г. он исполнял произведения Бетховена в Колонном зале, и в том же году он покинул Родину. Николай Карлович полагал, что это не навсегда, но судьба распорядилась иначе.

Жизнь в Германии оказалась более сложной, чем рассчитывал Метнер: его музыка там была практически неизвестна, предложений о концертах почти не было. Очень помог ему Рахманинов, организовавший для Метнера гастроли в США. Николай Карлович гастролировал по Америке в 1924–1925 гг., причем во второй половине гастролей представлял авторские программы. Композиторская и исполнительская деятельность были неразделимы для Метнера. Как композитор он являлся прежде всего пианистом – две трети его творческого наследия составляет фортепианная музыка, а его исполнительской манере была присуща такая же утонченность, глубокий психологизм и интеллектуальная глубина, как и созданной им музыке. И не случайно Метнер не любил выступать в больших залах, предпочитая камерную обстановку. Истинной квинтэссенцией этих особенностей его стиля стали фортепианные пьесы, определенные автором как «Сказки».

По завершении американских гастролей Метнер поселился во Франции и принялся готовиться к гастролям в СССР. Они состоялись в 1927 г. – музыкант с большим успехом концертировал в Москве, Харькове, Одессе, Ленинграде, Киеве. Он планировал окончательно возвратиться в Россию, но это намерение осуществить не получилось. В 1928 г. после успешных гастролей в Лондоне он обосновался в Великобритании. Вскоре последовали еще одни американские гастроли, но из-за банкротства фирмы, с которой сотрудничал Метнер, у него возникли серьезные материальные затруднения. На помощь вновь пришел Рахманинов.

Первая половина 1930-х гг. была посвящена работе над книгой «Муза и мода», где Метнер изложил свои художественные воззрения, она была издана в 1935 г. в Париже.

С началом Второй мировой войны Метнер с супругой переехали в Уорикшир по приглашению его ученицы Эдны Айлз – возможно, это спасло им жизнь после начала бомбардировок столицы Англии. В 1942 г. композитор перенес инфаркт, но к 1944 г. оправился достаточно, чтобы исполнить в Лондоне свой Третий фортепианный концерт.

В 1947 г. произошла история почти невероятная: несколько лет тому назад студент-индус, сын магараджи, услышал в исполнении своей сестры, учившейся в Берлине, одну из «Сказок» Метнера, музыка привела его в восторг, он заинтересовался творчеством композитора, а в 1947 г., унаследовав княжество, профинансировал запись авторского исполнения большей части его сочинений. Не менее ценные записи были сделаны в 1950 г.: Элизабет Шварцкопф записала четыре грампластинки с вокальными сочинениями Метнера.

Николай Метнер умер в 1951 г. в Англии, так и не вернувшись в Россию.

 

 

Копирование запрещено.