На самом деле искусство отражает не жизнь, а зрителя.
                                                                            Оскар Уайльд

 

Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов впервые  проведен за пределами Москвы. Обычно он базировался на сцене Детского музыкального театра имени Н. Сац, но на сей раз переехал в Ярославль. Так началась новая глава  в истории конкурса, реализующая давнее намерение организаторов приблизить творческое соревнование к регионам страны.

Почин оказался успешным. Вероятно, город выбрали не случайно. Провести конкурс в Российский Год театра в колыбели первого профессионального русского театра вполне закономерно. Ярославль оказался «местом силы». Уже первая пресс-конференция, собравшая невиданное количество небезразличных людей, явно продемонстрировала интерес к конкурсу. Представители «культурных ведомств» Ярославской области и города, а также Дирекция Концертно-зрелищного центра «Миллениум», неформально подошли к приему участников и гостей балетного форума. А милые сотрудницы  главного организатора – Росконцерта – сделали все, чтобы создать по-деловому четкую, творческую и доброжелательную атмосферу на протяжении всех конкурсных дней. Это было не просто, учитывая насыщенную шестидневную программу. Помимо самого конкурса, в нее вошли открытие выставки балетной фотографии Александра Панкова («Танец – близко и высоко»), гастроли театра «Балет Москва» с вечером одноактных спектаклей «Транскрипция цвета» (хореограф Хуанхо Аркес, драматург – Фабьен Вегт, композитор – Джон Адамс), «Эквус» (хореографы Анастасия Кадрулева и Артем Игнатьев, композитор Алексей Айги) и балетной труппы Театра им. Н.Сац, показавших «Шехеразаду», «Шопениану», «Половецкие пляски» Фокина и балет «Письма с фронта» (хореограф-постановщик Нина Мадан, режиссер-постановщик Дмитрий Жаров, композитор Валерий Гаврилин). В конкурсный календарь включили лекции и мастер-классы Екатерины Стегний («Метод групповой резонансной композиции»), Эльвиры Первовой («Contemporary dance»), Кати Ганюшиной («Практика концептуального мышления»), Сергея Смирнова («Композиция: теория и практика»), Екатерины Васениной («Типология российских спектаклей»), Александра Пепеляева («Интерактивное видео в танцевальном спектакле»), Павла Глухова («Техника современной хореографии»). Специалисты  и любители   хореографического искусства посмотрели документальный фильм «Империя балета», в котором участники московских конкурсов делились своими сокровенными мыслями об избранной профессии, а художественные киноленты «Большой» и «После тебя» приоткрыли кулисы балетного мира, попытались глубже проникнуть в психологию служителей Терпсихоры. В гала-концерте современного танца выступили артисты Большого театра и солисты МАМТ им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Наконец, в Ярославль на свою ассамблею съехались члены Международной федерации балетных конкурсов из Европы, Азии и США. Теоретическую часть завершил «Круглый стол» с повесткой дня «Другой театр».

Конкурсный раздел весьма расширил географию участников. Ими стали «юниоры» и «сеньоры» из Белорецка, Великого Новгорода, Вологды, Йошкар-Олы, Красноярска, Москвы, Нефтеюганска, Нижнего Тагила,  Перми, Ростова-на-Дону, Самары, Санкт-Петербурга, Севастополя, Тольятти, Улан-Удэ, Чебоксар, Челябинска, Череповца, Якутска, Ярославля. Оценить их творческих достижений пригласили авторитетное жюри, причем при его формировании учли кандидатуры от академических направлений (педагог-репетитор Большого театра Юрий Васюченко, художественный руководитель Марийского театра оперы и балета им. Э. Сапаева Константин Иванов, художественный руководитель и главный балетмейстер театра «Кремлевский балет» Андрей Петров, заведующий кафедрой «Режиссура балета» Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова,  Александр Полубенцев, художественный руководитель и главный балетмейстер Астраханского театра оперы и балета Константин Уральский), а также различных жанров «современной хореографии» (Ирина Афонина, Александр Пепеляев, Эльвир Первова, Сергей Смирнов). Секретарь жюри – абсолютный знаток конкурсной кухни Сергей Усанов.

Перед арбитрами стояла  чрезвычайно сложная задача, попытаться соединить две противоположные идеологические и эстетические системы. Хотя, снижению конфликтности в какой-то мере способствовало ограничение конкурной концепции, сформулированной, как «Современный танец в музыкальном театре». Это сразу вывело за рамки просмотров, к примеру, урбанистические направления танца типа уличного  hip-hop dance, acrobatic break dance, или afro dance…

Елена Раськина и Сергей Давыдов. «Когда цветет сирень…»
Хореография Дениса Фейзова

Проведя первый отборочный тур предварительно «на местах», приступили к просмотрам II тура. Первый же участник внушил надежду на то, что  конкурсные показы будут интересными. Петербуржец Николай Горбунов (младшая группа) вместе с внеконкурсной партнершей Таисией Гладышевой исполнил миниатюру Ирины Сергеевой «Мотылек» на музыку Адама Харста.(Adam Hurst). Кстати тут же возник вопрос, почему ведущий не объявляет имена композиторов. Они – что же – в мире современного танца не столь важны? Видимо, так. С удивлением, к примеру,  узнал, что сомнительным для меня достоинством «contemporary dance», считается отсутствие мелодичной музыки (апологеты утверждают, что  скрип и скрежет тоже музыка), и даже хорошо, если произведение не имеет «сюжетной программы», более того – названия. Оно, видите ли, может, направить зрительское восприятие в какое-то русло. Полная свобода танцовщика и полная свобода зрителей в понимании увиденного возводятся здесь в главные эстетические категории. Увы, невежество тоже может дать полную свободу. Этот «манок» привлек в  contemporary и modern людей профессионально безграмотных. В отличие от академического искусства здесь не важна физическая форма танцовщиков, Отсутствие грации легко заменяется тяжеловесной избыточностью телесной массы, а красота линий нарочитой корявостью стоп, непременно босых. Слишком разное понимание целей, задач и способов их достижения. Но порой кажется, что декларации «современников» лишь оправдывают отсутствие знаний и навыков, а еще убогость мыслей. И как тут вести диалог?

Баланчин советовал: если не нравится хореография, закройте глаза и слушайте музыку. Увы, в данном случае совет не работает. Утверждается, что звуки несут информацию. Если это биение сердца, или шум прибора – да. Они могут быть  важной краской создания художественного образа. Однако бессмысленное для обычного человеческого уха скрежетание, царапание ножом по сковороде, или бездумное (при всем ложном глубокомыслии) нажатие клавиш электронных приборов, конечно же, не способны создать атмосферу гармонии. Примечательно, что именно представитель базового классического образования – главный балетмейстер Воронежского театра оперы и балета Александр Литягин  —  заговорил о духовности хореографических произведений. А ведь мы еще мечтаем об этом свойстве искусства, которое призвано утешать, облагораживать, поднимать над реальностью.

Именно знатокам классики оказались присущи понимание формы произведения, стремление к осмысленности, желание лексикой передать образ и сюжет. Все это за пределами понимания апологетов пресловутого  contemporary dance. Как не вспомнить здесь слова Плисецкой: «Если не понятно, о чем, то зачем?»

Радикальные представители современных жанров уверяют, что отражают новые возможности познания мира. «Это потрясающее чувство, когда не думаешь ни о времени, ни о пространстве, а «по-тихому» сходишь с ума от счастья – от того, что происходит на сцене, не понимая, не подозревая, что будет дальше…»   Услышишь такое из уст одного из видных руководителей коллектива «современной хореографии» —  «другого театра», и впору бежать к психиатру, или пригласить к нему на прием автора цитаты. Благо, что II  Всероссийский конкурс исполнителей современной хореографии в музыкальном театре все-таки остался в рамках сценической культуры. Подобной какофонии не случилось. А вот излишне грубое отношение к  великой музыке пару раз проявилось. Для своей «Элегии» Екатерина Тайшина выбрала II часть 23-го концерта Моцарта, но почему-то решила купировать эту волшебную музыку. Тайшина уже прежде проявила себя как вдумчивый и достаточно музыкальный автор. На сей раз ее хореография тоже выглядела привлекательной и была с пониманием исполнена якутянами Аэлитой Павловой и Иваном Матвеевым. Трудно поверить, что балетмейстеру не хватило творческой фантазии на весь музыкальный материал.

Кристина Михайлова и Роман Стариков. «Зима».
Хореография Игоря Маркова.

Конечно, же «Болеро» Равеля не подошло бы для конкурсного показа, ограниченного во времени, но столь жесткое обхождение с партитурой, как это проделала балетмейстер и исполнительница Диана Максимова в специально поставленном для конкурса монологе «Кем быть» нельзя считать правомерным. Впрочем, опять приходится рассуждать с академической точки зрения. Возможно, для «современной хореографии» и тут закон не писан. Или просто здесь действуют другие правила. В то же время, декларации об абсолютной свободе, главенстве энергетики и неуправляемых эмоций вряд ли поддаются разумным ограничениям. Как бы то ни было, рассуждения о «пластических знаках чувства», «ритмопластическом жесте», «неосознанной экспрессии тела в символическом пространстве сцены» и «философии телесности» кажутся чрезмерно надуманными. Все это пришло к нам из Европы, и вряд ли станет органичным на нашей почве. Как не вспомнить здесь творчество Якобсона, или Голейзовского,  нашедших свой новаторский путь, свою лексику, свою форму танца, но не изменивших высоким  гуманистическим идеалам искусства танца.

Множество конкурсных номеров имело трудно расшифровываемые  пластикой названия. Для классиков – ущербность, для «современников» — не беда и даже положительное генетическое качество. «Ловец сновидений». Алексея Расторгуева,  «Вымирающий вид» Ильи Козичева, «Распад иммунитета» Бернары Хасановой и Ольги Петровой. А что такое «Утопия чучело»?… На фоне этих  произведений, внятно зазвучал дуэт «Марс и Венера» Алдара Кынзыбеева  (музыка Michael Dana).  Вместе с хореографом исполнители  Анна Петрушинова и Валерий Видманкин ( Улан-Удэ)  представили любопытный взгляд на образы двух героев древнегреческих мифов, пофилософствовали о конфликте богов, олицетворяющих воинственное разрушение и любовное созидание. В этом же ряду «Нарисс» (музыка Жака Лусье), «Петрушка» (музыка  – Ибрахим Маалуф) и «Жеман»          (музыка – Брэд Дин), поставленные и блистательно исполненные Ильдаром Тагировым (Йошкар-Ола), «Горгона» Ирины Сергеевой  (музыка С. Прокофьева) в исполнении Анастасии Волковой (Москва) и Максима Масленникова (Великий Новгород). Драматизмом наполнен и дуэт «Андрогин» Виктории Арчая (музыка — Маркофф). Две половинки целого расщепились на одинокие части, но индивидуумы оказались несчастны, каждый ощутил внутреннее одиночество. Она смотрит в сторону отдалившегося Его, а Он  с отчаяньем вглядывается в пустоту своих рук.

Алеся Лазарева. «Калиго». Хореография П. Глухова

Похоже, под впечатлением американских фильмов про «Мумию»,  Сергей Тасенко сочинил свой увлекательный «Артефакт»  на музыку Sol Mortuus.  Герой миниатюры Максим Масленников, по-видимому, археолог, отыскал некий пугающий артефакт. Находка оказалась опасной, и вскоре сам ученый, лишившись жизни, превратился в предмет будущей экспозиции.

Похвально обращение  балетмейстеров к музыке классической. На конкурсе звучали  Гендель, Паганини, Лядов, Шостакович…  Анастасия Масленникова поставила и исполнила поэтическую миниатюру «Жаворонок» на музыку М.Глинки.

Несколько интересных номеров, в том числе и поставленных специально для конкурса, показал Денис Фейзов, имя которого было для меня приятным открытием. У Дениса хороший вкус, касающийся и выбора музыки. Он сумел выгодно представить йошкар-олинцев: Елену Раськину и  Сергея Давыдова (младшая группа) в трогательном дуэте «Когда цветет сирень» (на музыку С. Рахманинова), Данилу Малова (младшая группа)  и Полину Разумову в акварельно-прозрачной миниатюре «Белый ветер» (на музыку Sean Bay) и экспрессивной новелле «Обними меня» (на музыку И.С. Баха), где взаимоотношения героев, правда, были столь запутанны, что хореографическое решение заставило поломать голову над финальной точкой истории.

Ильдар Тагиров. «Нарцисс». Хореография Ильдара Тагирова

Запомнились и другие йошкар-олинцы – Кристина Михайлова и Роман Стариков. Они умело переключали настроения своего танца: от романтической баллады «Зима» Игоря Маркова-Антонио Вивальди до согретого авторским теплом «В лучах солнца»  (музыка — Ундиа Диновербе) и  гротескного «Прощай, Джек» (музыка —  Ж. Массне) в постановке Павла Глухова.

Жюри подвело итоги

Премий удостоены 13 исполнителей современного танца в музыкальном театре.

Лауреаты в младшей возрастной категории среди девушек:

1 премия — Мазуркевич Елизавета (Нижний Тагил), Максимова Диана (Кострома),

2 премия — Лазарева Алеся (Москва), Ахметова Арина (Нефтеюганск),

3 премия — не присуждена.

Дипломанты: Полушина Елена (Йошкар-Ола), Алексеева Алина (Челябинск), Алексеева Анна (Челябинск).

 

Лауреаты в младшей группе среди юношей:

1 премия — не присуждена.

2 премия — Давыдов Сергей (Йошкар-Ола),

3 премия — не присуждена.

Дипломанты: Матвеев Иван (Якутск), Малов Данил (Йошкар-Ола) и Горбунов Николай (Санкт Петербург).

 

Победители старшей категории:

Женская группа:

1 премия — Алдонина Олеся (Красноярск) и Арчая Виктория (Москва),

2 премия — Михайлова Кристина (Йошкар-Ола),

3 премия — Чернова Елизавета (Пермь) и Опарина Анна (Ярославль).

Дипломанты:

Котовская Елена (Самара) и Маслинкова Анастасия (Москва).

 

Победители старшей категории:

Мужчины:

1 премия — Тагиров Ильдар (Йошкар-Ола),

2 премия — Мустафин Роман (Белорецк),

3 премия — Стариков Роман (Йошкар-Ола).

Дипломанты: Масленников Максим (Великий Новгород), Козичев Илья (Череповец).

Грамоты за участие в финале получили: Видманкин Валерий (Улан-Удэ) и Сандаков Эрдэм (Улан-Удэ).

 

Специальных премий в младшей группе удостоены:

педагог Ольга Герасимова «за успешную подготовку участников конкурса»,

хореографы Юлия Репицина (номер «Инифинитив») и Диана Максимова (номер «Кем быть?») «за лучшую хореографию номеров, специально поставленных для конкурса».

В старшей группе специальными призами отмечены:

педагоги Ольга Полторак Евгений Шевцов,

хореографы Олеся Алдонина (номер «Повесть») и Тасенко Сергей (номер «Артефакт»).

Конкурс завершен. Фото Александра Панкова

 

 

 

Фото предоставлено пресс-службой конкурса