(1911–1988)

 

Основоположник Союза композиторов Татарии (ныне Союз композиторов Республики Татарстан), первый ректор Казанской консерватории, первый татарский композитор, чьи произведения поставил Большой театр – это лишь малая часть того, что можно сказать о Назибе Гаязовиче Жиганове.

Жизнь композитора никогда не была легкой – уже в детстве он столкнулся с суровыми испытаниями. Уроженец казахского города Уральска, сын рабочего, он рано стал сиротой и оказался в детдоме. Об этом периоде своей жизни Назиб Гаязович впоследствии поведал в нескольких автобиографических рассказах – ведь он был наделен не только музыкальным, но и литературным талантом. Эти миниатюры позволяют составить представление о том, в каких условиях жили детдомовцы – голод, материальная неустроенность, но даже при таких обстоятельствах находилось место для прекрасного. Детдом посещала пожилая женщина по фамилии Светчина (ее имени и отчества композитор не запомнил), которая играла для детей на рояле музыку, о которой Назиб прежде не имел представления – Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и других композиторов-классиков, а желающих обучала фортепианной игре. Именно она стала первой учительницей Жиганова.

В 1928 г. семнадцатилетний Назиб Жиганов отправился в Казань, где жила его сестра Фаиза. Казань поразила его – он ходил по городу, с интересом рассматривая большие здания, увлекла его и культурная жизнь города. Юноша посещал концерты, но особым событием стал для него визит в театр. В Казань прибыла на гастроли труппа Большого театра, и Жиганов первый раз в жизни посмотрел оперу – это была вердиевская «Аида». Спектакль произвел на Жиганова столь ошеломляющее впечатление, что он не смог досмотреть его до конца, но именно в этот вечер у него возникло желание создать собственную оперу. Он попытался поступить в музыкальный техникум, но, не имея должной подготовки, провалился на вступительном экзамене. Тем не менее, его одаренность была замечена членом приемной комиссии Ниной Александровной Шевалиной, и она начала частным образом обучать Жиганова. Благодаря ее урокам он смог поступить в следующем году.

В музыкальном техникуме Жиганов обучался игре на фортепиано, виолончели, фаготе, но композиторского факультета там не было, и в 1930 г. он отправился в Москву, где поступил в столичный музыкальный техникум. В этом учебном заведении, а позднее – в консерватории, куда он был принят после окончания техникума сразу на третий курс, его наставником был Генрих Ильич Литинский, о котором Жиганов вспоминал с большой теплотой – как об очень эрудированном и высококультурном человеке, который старался не навязать ученикам свое мнение, а развить их творческую индивидуальность. Литинский считал Жиганова одним из самых талантливых студентов.

За год до окончания консерватории произошло знаменательное событие – не только в жизни Жиганова, но и в истории татарской музыки: в Казани открылась Государственная филармония Татарской АССР, и на ее открытии исполнялась Симфония № 1 Жиганова. Это была не только первая симфония Назиба Гаязовича, но и первая симфония, созданная татарским композитором.

Композитор окончил консерваторский курс в 1938 г., его дипломной работой стала опера «Качкын», повествующая о восстании Емельяна Пугачева. Он возвратился в Казань, где в 1939 г. открылся оперный театр, и первым спектаклем, поставленным в нем, стала опера «Качкын».

Жизнь в Казани была нелегкой – настолько, что композитор не сразу решился привезти туда жену и дочь, оставив их в Москве. По воспоминаниям Назиба Гаязовича, жить в Казани тогда означало «питаться воздухом и прикусывать волжской водой», но материальная неустроенность не помешала ни творчеству, ни общественной деятельности. По поручению Комитета по делам искусств РСФСР Жиганов организовал Союз композиторов Татарии. Композитор много работал: в 1940 г. завершил оперу «Ирек», в 1941 г. – оперу «Алтынчеч» по поэме Мусы Джалиля, в 1942 г. – оперу «Ильдар». В 1943 г. Жиганов возглавил оперный театр, а в 1945 г. по его инициативе в Казани была создана консерватория, и в том же году была завершена опера «Тюляк».

Истинный пример гражданского мужества явил Назиб Гаязович после войны: в то время, когда татарский поэт Муса Джалиль официально считался предателем, композитор написал о нем оперу «Поэт». На произведение обрушилась волна несправедливой критики, оно вскоре после премьеры было изъято из репертуара. В 1956 г., когда миру были явлена «Моабитская тетрадь», и Джалиль был реабилитирован, Жиганов создал новую оперу – «Джалиль», впервые поставленную в 1957 г.

В последующие годы композитор не только создавал симфонии и другие оркестровые сочинения, романсы, камерно-инструментальные произведения, но и занимал различные ответственные должности, благодаря чему побывал во многих странах. Особое впечатление произвел на него Китай, и по мотивам китайской легенды о Желтом аисте он создал Симфонические новеллы. Композитор вернулся к этому сюжету годы спустя и приступил к работе над балетом «Желтый аист». Назиб Жиганов ушел из жизни в 1988 г., не завершив это произведение – его закончил ученик композитора Леонид Зиновьевич Лобовский.

 

Копирование запрещено.