С какой целью композитор создает музыкальное произведение? Разумеется, для того, чтобы быть услышанными и понятым, чтобы донести свою мысль до современников и потомков – и в этом смысле музыкальный текст по своей функции сопоставим с текстом словесным. Применительно к слову для достижения этих целей – ясно доносить свою мысль, убеждать – возникло искусство риторики. Применительно к искусству звуков говорят о риторике музыкальной (примечательно, что для риторики словесной традиционно определялись три цели: убедить, усладить и взволновать – в сущности, музыка призвана делать то же самое).

Истоки музыкальной риторики следует искать в культуре эпохи Ренессанса. Именно в те времена музыка завоевывала новые позиции, начиная осознаваться не как «приложение» к поэтическому тексту или танцу, а как нечто, обладающее самостоятельной ценностью и своим особым смыслом, и музыкальная риторика становилась одним из средств передачи этого смысла. Зародившись в эпоху Возрождения, она пышным цветом расцвела в искусстве барокко. Для искусства этой эпохи была характерна символика и аллегоричность. Например, в изобразительном искусстве и поэзии барокко зеркало воспринималось как символ бренности бытия, сон – как символ иллюзорности человеческой жизни. Подобные символы появились и в музыке – они имели вид музыкально-риторических фигур.

Музыкально-риторические фигуры представляют собой звукосочетания, несущие определенный смысл, причем смысл этот не считывается непосредственно (в эмоциональной реакции на музыку), а требует от слушателя определенных знаний (в этом смысле музыкально-риторические фигуры сопоставимы со словами: чтобы понять смысл речи, недостаточно ее услышать – для этого необходимо знание языка).

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Я уже подписчик. Войти