В.А.Моцарт. Симфония № 35 ре-мажор «Хаффнеровская»Вольфганг Амадей Моцарт начал работать над Симфонией № 35 ре-мажор в 1782 году. Можно сказать, что в судьбе композитора в это время наступила светлая полоса: он жил в Вене и не состоял на службе у кого бы то ни было (весьма редкий случай для музыканта той эпохи!). Жить без стабильного заработка, будучи постоянно в поисках заказов, было нелегко – и все же его такая жизнь устраивала в большей степени, чем положение слуги, все «прелести» которого он испытал, будучи придворным органистом архиепископа в Зальцбурге.

Однако композитор не потерял связи с родным городом. Еще в 1776 г. он создал серенаду по заказу Хаффнера – зальцбургского бургомистра – по случаю свадьбы его дочери. И вот Хаффнер вновь заказывает ему серенаду – по случаю возведения его родственника в дворянство. Этот жанр предполагал сюиту, и В.А.Моцарт пишет цикл из шести пьес, который и был исполнен на семейном торжестве в доме бургомистра. Но год спустя, когда для очередной «академии» (авторского концерта) композитору потребовалась новая симфония, композитор вспоминает о той ре-мажорной Серенаде (точнее, ему напомнили, прислав из Зальцбурга партитуру) – ведь очертания симфонического цикла в ней присутствовали… В конечном итоге автор исключил вступительный марш, а из двух менуэтов оставил лишь один. В результате получилась симфония, названная – по имени заказчика – «Хаффнеровской».

Эта симфония создавалась параллельно с оперой «Похищение из сераля», что не могло не оказать влияния на ее характер – светлый, с оттенком юмора. Учитывая, что изначально произведение создавалось как серенада, в ней отразились черты бытовых жанров.

Вступление к первой части мощно проводит весь оркестр. Угловатые очертания и острый ритм его сочетаются с такой нетрадиционной для австрийской музыки чертой, как отсутствие квадратности (мелодия имеет пятитактовую структуру). Вступление непосредственно переходит в главную партию с ее пассажами струнных, интонационно и содержательно связанную с первой темой. В первой части можно указать особенность, роднящую это сонатное аллегро с грядущим романтизмом – черты монотематизма: побочная партия зарождается в качестве контрапункта к главной (по сути дела, на появление побочной партии при первом ее проведении указывает лишь новая тональность). В разработке элементы главной темы подвергаются полифоническому развитию.

Вторая часть – Andante – имеет трехчастную форму. Обе ее темы одинаково лиричны и безмятежны, но вторая отличается чуть большей взволнованностью, которую придают ей синкопы, появляющиеся в сопровождении.

Для третьей части – имеющей по традиции вид менуэта – композитором избрана сложная трехчастная форма. В крайних ее разделах изящество, изысканность мелодии сочетается с оттенком простонародной грубоватости. В лиричном трио мелодия проводится деревянными духовыми.

Финал имеет форму рондо-сонаты. Четвертая часть симфонии объединена стремительным движением и энергичной пульсацией, но, в то же время, она насыщается контрастами: со страстной главной партией сопоставляется легкая, изысканная побочная. В разработке она проходит в миноре, но эта «тень, набежавшая на солнце», быстро исчезает, возвращая атмосферу безудержного ликования. Это настроение достигает апогея в коде, строится которая на материале главной партии финала.

«Она должна произвести безусловно хорошее впечатление», – так говорил В.А.Моцарт о Хаффнеровской симфонии. Композитор не ошибся: произведение было благосклонно принято публикой при первом исполнении в Вене, состоявшемся в марте 1783 г, и оно остается популярным до сих пор.

 

Музыкальные Сезоны