(1931–2008)

 

Творчество аргентинского композитора Маурисио Рауля Кагеля можно без преувеличения назвать «квинтэссенцией авангарда». Композиторские техники, которые принес ХХ век, получили в его творчестве столь яркое воплощение, что музыка Кагеля поистине поражает воображение.

Родина Кагеля – Буэнос-Айрес, он появился на свет в еврейской семье (родители композитора эмигрировали в Аргентину из России, но предки по отцовской и материнской линиям жили не только в Одессе и Санкт-Петербурге, но и в Пруссии, Испании). Кагелю не удалось поступить в консерваторию, но он получил разностороннее образование в Буэнос-Айресском университете, где изучал философию и литературу. Композиции он обучался частным образом у Альберто Хинастеры. С 1955 г. Кагель работал в оперном театре «Колон» с хором в качестве репетитора, в те же годы он проявил себя как кинокритик.

Уже в ранний период творчества Кагель показал себя как авангардист. В сочинениях, созданных в 1950-х гг. («Музыка башни», Струнный секстет, «Анаграмма»), композитор активно использовал элементы алеаторики, серийной техники. Не была ему чужда электронная музыка: в «Преобразованиях I» и «Преобразованиях II» задействован магнитофон. В некоторых ранних произведениях Кагеля звучание обычных инструментов сочетается с элементами конкретной музыки.

В 1957 г. Маурисио Кагель покинул родину, с этого времени композитор жил и работал в Кёльне, где сотрудничал со Студией электронной музыки Западногерманского радио. С 1958 г. он выступал с Рейнским камерным оркестром как дирижер, а в 1960 г. основал Кёльнский ансамбль новой музыки, специализирующийся на исполнении авангардных сочинений. Более двух десятилетий, начиная с 1974 г., композитор преподавал в Кёльнской консерватории, а с 1960 г. по 1976 г. – в Дармштадте на Летних курсах новой музыки.

Сочинения, созданные Кагелем в Германии, представляются еще более радикальными. Он все активнее использовал внемузыкальные звуки («Расширенная орнитология отечественных и экзотических птиц»), музыкальный коллаж («Людвиг ван. Приношение Бетховену»). В исполнении «Антитезы» по замыслу композитора участвуют несколько громкоговорителей и… публика. Техника алеаторики доходит в его творениях до крайнего выражения – например, произведение «Репетиция» предполагает, что импровизировать должны все музыканты, участвующие в исполнении.

Во многих произведениях Кагеля музыка как таковая сочетается с другими выразительными средствами – движением, световыми эффектами. Например, в исполнении «Ритмической машины» наряду с ударными инструментами и генераторами ритма участвуют гимнасты, в «Диафонии» звучание сопровождается демонстрацией проекций диапозитивов. Радиопьеса с необычным заглавием «Рррррр…» состоит из сорока одного раздела, причем в начале каждого из них появляется звук «р».

В некоторых сочинениях композитор не только дает исполнителям музыкальный текст, но и предписывает способы его исполнения, способные удивить публику. Например, например, пьеса «Unguis encarnatus est» для фортепиано и любого инструмента, играющего в низком регистре (это может быть, например, виолончель). В основе пьесы лежит краткий мотив из пьесы Ференца Листа «Серые облака», в процессе исполнения пианист исступленно бьет по педалям, затем один из исполнителей восклицает: «Лист!», другой отвечает ему – «Тсил!» (по мысли автора, прочтение фамилии великого композитора справа налево символизирует обратимость времени). Эта пьеса – не единственный пример неожиданного подхода композитора к наследию прошлого. В пьесе «Князь Игорь. Стравинский» фрагменты арии князя Игоря из оперы Александра Порфирьевича Бородина, сопровождаемые истерическими выкриками, стоном и хохотом, перемежаются инструментальными интерлюдиями в стиле Стравинского (по словам Кагеля, это передает тоску по родине, которую – подобно князю Игорю – испытывал Стравинский).

Наибольшую известность принес Кагелю «инструментальный театр». Под этим термином подразумевается создание произведений, в которых звучание инструментальной музыки (нередко составленной из цитат), сопровождается каким-либо действом. Например, в пьесе «Из Германии» перед зрителем предстает Миньона – героиня романа Иоганна Вольфганга Гёте, причем эту роль исполняет мужчина, а актер, играющий самого Гёте, сидит за прялкой. В предисловии к партитуре пьесы «Варьете» композитор приводит целый список артистов, которые могут участвовать в ее представлении – он шпагоглотателей и факиров до гипнотизеров и телепатов.

Свои воззрения Маурисио Кагель изложил в ряде музыкально-теоретических трудов: «Музыка и образ», «Внеевропейская музыка», «Музыкальная терапия». Особое место среди этих работ занимает манифест «Несколько неаксиоматических предложений в характере аксиом», где композитор сформулировал основной постулат своего творческого кредо: «Метод композиции – это декомпозиция».

 

Копирование запрещено.