(р. 1939)

 

Композитор, гитарист, дирижер – столь многогранна музыкальная деятельность Лео Брауэра, одного из самых ярких представителей кубинской музыки второй половины ХХ столетия.

Творческий путь Лео Брауэра начинался с увлечения гитарой. Полюбив этот инструмент в подростковом возрасте, он сохранил привязанность к нему на всю жизнь – композитор называет его «маленьким оркестром», а его освоение позволило сформировать весьма широкий музыкальный кругозор, ведь в репертуар гитаристов входит музыка разных эпох и стилей – от Ренессанса до современности. Начав обучаться игре на гитаре в четырнадцатилетнем возрасте у Исаака Николы, Брауэр достиг больших успехов и в семнадцать лет дал свой первый сольный концерт, и тогда же создал свои первые сочинения. Одно из них – Сюита для гитары – было опубликовано в сборнике.

Поначалу Брауэр осваивал искусство композиции самостоятельно, в его ранних сочинениях ощущалось влияние Белы Бартока и Игоря Федоровича Стравинского. В двадцатилетнем возрасте молодой музыкант отправился в США, где обучался у Винсента Персикетти в Джульярдской школе и у Исидора Фрида в Гарвардском университете. По окончании учебы Брауэр получил заманчивое предложение – стать преподавателем Джульярдской школы. Возможно, он и принял бы его, если бы в дело не вмешалась политика – конфликт между Кубой и США побудил его возвратиться на родину.

В Гаване Брауэр начал педагогическую деятельность, преподавая музыкально-теоретические дисциплины в консерватории «Амадео Рольдан». Одновременно он гастролировал по Америке, Азии и Европе как гитарист, став со временем одним из самых авторитетных исполнителей на этом инструменте. Деятельность концертирующего музыканта Лео Брауэр совмещал с сочинением музыки – и не только гитарной.

Период творческого становления композитора пришелся на первые годы после Кубинской революции, когда в стране царила атмосфера духовного подъема и светлых надежд – и это оптимистическое настроение отразилось в музыке Брауэра. Культурная политика кубинского правительства не отличалась жесткостью: если художественные произведения не несли в себе каких-либо контрреволюционных идей, их авторы не подвергались преследованиям, в каком бы стиле они ни творили, ни одно направление не объявлялось враждебным и не преследовалось, поэтому кубинские композиторы – и Брауэр в том числе – не были изолированы от идей музыкального авангарда. Более того, эти идеи оказались им очень близки – ведь мысль о борьбе со всем отжившим и устаревшим была созвучна атмосфере первых послереволюционных лет.

Для Брауэра непосредственным поводом к освоению авангардных приемов стало посещение фестиваля «Варшавская осень» в 1961 г., где он познакомился с творениями Кшиштофа Пендерецкого, Карлхайнца Штокхаузена и других авангардистов. Если прежде композитор воплощал интонации кубинского фольклора в рамках классических форм (сонатная форма, вариации), то теперь он со всей страстью отдался изучению современных техник. По прошествии двух лет после посещения фестиваля Брауэр представил публике первое в кубинской музыке алеаторическое сочинение – «Сонограмму I» для подготовленного фортепиано. Вскоре последовали другие подобные произведения для различных исполнительских составов: «Эскаэдры I» для любых шести инструментов, «Эскаэдры II» для ударника с двумя оркестрами. Не забывал он и о своем любимом инструменте – сочинение «Эскаэдры III» предназначено для оркестра, состоящего из гитар. Самым необычным сочинением Брауэра можно назвать оркестровую пьесу «Традиция ломается… но с трудом»: в оркестровых партиях звучат, причудливо наслаиваясь друг на друга, цитаты из сочинений композиторов-классиков – Людвига ван Бетховена, Иоганна Себастьяна Баха и других.

В начале 1980-х гг. Брауэр перенес травму руки, и исполнительская деятельность стала невозможной, он полностью отдался сочинению музыки. К этому времени композитор отошел от авангарда, возвратившись к фольклорным истокам, мелодическому началу и классическим формам. Наиболее значительным достижением этого периода стала серия из десяти концертов для гитары с оркестром. В общей сложности Брауэр создал одиннадцать сочинений в этом жанре – Первый концерт был написан в 1972 г.

Лео Брауэр прославился не только как композитор и гитарист, но и как дирижер. В этом качестве он выступал с Берлинским филармоническим оркестром, а с 1981 г. руководил Симфоническим оркестром Гаваны. В 1992 г. при его участии был создал Симфонический оркестр Кордовы, этот исполнительский коллектив Брауэр возглавлял до 2001 г.

В 2007 г. композитор удостоился звания почетного доктора Чилийского университета.

 

 

Копирование запрещено.