Что общего у Чарльза Айвза и И.С.Баха? А у Айвза и В.Моцарта?
Именно в таком сопоставлении Михаил Плетнев и его оркестр представили программу зимнего цикла концертов в Филармонии-2.
Сын военного капельмейстера, Чарльз Айвз с детства был окружён высоко духовной музыкой, а с 13 лет служил органистом в церкви. Арнольд Шенберг считал Айвза одним из выдающихся композиторов XX столетия, во многом опередившим передовых исследователей додекафонии, алеаторики, кластерного и четвертитонового письма и многое другое, а Пулитцеровская премия 1947 года за его Третью симфонию позволила Айвзу окончательно получить призвание как композитору.
«Вопрос, оставшийся без ответа» Айвза и первый, ре минорный, фортепианный концерт И.С.Баха в первом отделении и «Центральный парк в темноте» с двадцать шестым, ре мажорным, концертом Моцарта во втором. Именно такой порядок, именно этот тональный план.
«Размышление на серьезную тему или извечный вопрос, оставшийся без ответа» — пьеса для камерного оркестра написана Айвзом в 1906 году и по праву является одной из самых популярных для этого состава. Солирующий пронзительный вопрос трубы (Владислав Лаврик) семь раз звучит над расщепленной фактурой звукового ковра струнных, ведущие флейты, ускорение, нагнетание и аркообразное, тщетное и вынужденное, ввиду отсутствия желаемого ответа, возвращение к тембровому шелесту. Сам Айвз говорил о пьесе следующее: «Это – молчание друидов, которые ничего не знают, ничего не видят и ничего не слышат.»
На контрасте с философскими размышлениями кинувшейся на поиски истины мысли, очищающим кристальностью стройности звучит знакомый с раннего детства фортепианный концерт И.С.Баха. Плетнев в приподнятом настроении — дирижирует, находится в зрительном контакте с оркестрантами, реагирует мимикой на гармонические созвучия, обращая внимание замершей публики на красочные соотношения и выделяемые фразы. Трехчастный цикл, как три разнородные истории, три экспонируемые абсолюта стилистически выверенного исполнения, демонстрируемого мастером.
Партнёр по году издания и первоначальной идее диптиха «Два размышления», «Центральный парк в темноте», позже, как и собрат, ставший самостоятельным концертным номером. Ныне утопичное представление о тишине парка в поздний час жарким летним вечером в середине XIX века, создаваемое струнными мирное дыхание ночи, прерываемой «звуками казино через пруд, пением уличных певцов, то звучанием пианолы, играющей в чьем-то окне, то звуком проезжающего “Фаэтона”, то криком проходящего мима путника. И вот мы встаем со скамейки и возвращаемся домой..» (Ч.Айвз)
Обновлённый состав РНО заставляет задавать вопросы, увы. Либо основной состав переживает серьёзные перемены, либо приглашённые оркестранты так и останутся в списке приглашённых на вынужденную замену. Ответов пока нет.
Сопоставление Айвза с Моцартом, исполненным детской игривости и зрелой мудрости в исполнении Михаила Васильевича, действительно замечательно раскрыло красочные и стилистических богатства заявленных произведений. Чёткие, дирижерские движения Плетнева, мастерская работа со временем, подготавливающие вступление оркестра графично-ритмичные финальные такты каденции, жемчужинки низвергающихся замысловатых фигуративных пассажей, динамические безграничные оттеночные возможности и чуткая команда концертмейстеров групп, в целом, даёт возможность выступать и без дирижера.
Но стоит отметить профессиональную работу Андрея Рубцова, дирижера концертов 24 и 25 января, бывшего солиста оркестра, гобоиста, композитора, дирижера и художественного руководителя оркестра московского театра сатиры, с весьма ярким послужным списком, сотрудничающего в качестве приглашенного дирижера с РНО и Михаилом Васильевичем с 2004 года и представляющего весьма интересные программы слушателям. «Юноша бледный со взором горящим», сутулящийся интеллектуал с ворохом упругих кудрей, лев Бонифаций за пультом дирижера. Можно лишь представить, каково это — дирижировать Плетневу и его оркестру, пусть даже и при такой мощной поддержке самого маэстро, который помогал младшему коллеге работать на поклонах и с представлением оркестра. Настоящий мастер-курс для активиста. Щедрый подарок действительно достойному музыканту от мастера.
фото — Ирина Шымчак
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев