(1876–1946)
Мануэль де Фалья – один из тех испанских композиторов, чья музыка известна далеко за пределами Испании. Не чуждаясь тех новшеств, которые принесла в музыкальное искусство первая половина ХХ столетия, он всегда сохранял приверженность национальным истокам.
Родина Мануэля де Фальи – город Кадикс, что расположен в Андалусии. Его мать – каталонка по происхождению – была пианисткой, именно у нее он начал обучаться музыке, и весьма успешно: еще в детские годы Мануэль впервые выступил публично, исполнив совместно с матерью «Семь слов Спасителя на кресте» Йозефа Гайдна в переложении для фортепиано в четыре руки. В юности он интересовался журналистикой и литературой, основал литературный журнал, но любовь к музыке все-таки была сильнее. Он брал уроки фортепианной игры, гармонии и контрапункта, а затем поступил в консерваторию в Мадриде. Его наставниками были пианист Хосе Траго и композитор Фелипе Педрель. В области фортепианной игры Мануэль демонстрировал блестящие результаты, заслужил две премии, но сочинение музыки привлекало его в большей степени. Камерные сочинения, созданные им в студенческие годы, с успехом исполнялись.
В начале 1900-х гг. де Фалья давал уроки фортепианной игры, чтобы материально поддержать семью и накопить денег на поездку в Париж, где он хотел продолжить учебу. С этой же целью он обратился к жанру сарсуэлы – традиционной испанской музыкальной комедии, но успеха не достиг: из двух созданных им сарсуэл лишь одна была поставлена, да и та успеха не имела. Более успешной оказалась попытка создания национальной испанской оперы: написанная им в 1904 г. опера «Короткая жизнь» удостоилась премии на конкурсе, объявленном испанской Академией изящных искусств. В этой опере проявилось влияние итальянского веризма, но, в то же время, в ней есть нечто от «Тристана и Изольды» Рихарда Вагнера. Испанский танец, звучащий во втором акте, стал самым популярным творением де Фальи (во многом благодаря скрипичной транскрипции Фрица Крейслера).
Во французскую столицу де Фалья отправился в 1907 г. Здесь он познакомился с Морисом Равелем, Полем Дюка, Клодом Дебюсси, а также с соотечественником – Исааком Альбенисом. По рекомендации последнего один из парижских издателей опубликовал два произведения де Фальи: романсы на стихи Теофиля Готье и фортепианные «Испанские пьесы». Немало ценных советов получил Мануэль от Поля Дюка (тот еще не преподавал в консерватории, но многие композиторы – и де Фалья в том числе – консультировались у него частным образом). Под его влиянием композитор переработал оперу «Короткая жизнь», в 1913 г. она была поставлена в Ницце и в Париже, а в последующие годы исполнялась и в других странах (в частности, в 1928 г. она была поставлена в Москве под заглавием «Мгновение жизни»).
В 1914 г. начало Первой мировой войны вынудило композитора возвратиться на родину, и уже там он завершил три крупных сочинения, к работе над которыми приступил еще в Париже. Среди них – два балета, «Любовь-чародейка» и «Треуголка», их создание во многом было связано с впечатлениями от выступлений труппы Сергея Павловича Дягилева. Испанского балета как такового еще не существовало, но до его появления оставался один шаг, учитывая, какую значительную роль играл танец в испанской опере (в той же «Короткой жизни»).
Балет «Любовь-чародейка» написан для небольшого оркестрового состава, но музыка очень красочна. Сюжет его сочетает романтичность и комедийность, а в партитуру введены вокальные номера. Балет впервые был поставлен в 1915 г. в Мадриде, и в том же году композитор завершил другое крупное сочинение – «Ночи в садах Испании» для фортепиано с оркестром.
Балет «Треуголка», основанный на романе д’Аларкона, насыщен юмором, в нем проявилось доскональное знание композитором особенностей испанского песенного и танцевального фольклора. Особую свежесть придает музыке балета активное использование несимметричных размеров – пятидольных, семидольных. В музыкальную ткань балета органично вплетены вокальные эпизоды, связанные с народными традициями музицирования в Испании – такова, например, вокальная мелодия, исполняемая за сценой в первой картине без инструментального аккомпанемента, но сопровождаемая хлопками и возгласами хора «Ole!». Премьера «Треуголки» с участием Тамары Карсавиной состоялась в 1919 г. в Лондоне.
С 1922 г. де Фалья жил в Гренаде, но поддерживал связи с Францией. В Париже состоялась премьера его камерной оперы «Театр мастера Педро» по одному из эпизодов «Дон-Кихота» (особенность оперы заключается в том, что из всех действующих лиц лишь трое наделены вокальными партиями, остальные персонажи – мимические). В 1926 г. был завершен Концерт для клавичембало, посвященный исполнительнице на этом инструменте Ванде Ландовской, в нем проявились черты неоклассицизма. После создания Концерта де Фалья отошел от активной творческой деятельности, а в 1933 г., переживая душевный кризис, поселился на Майорке. Здесь была написана «Баллада о Майорке», а также Пьеса памяти Дюка.
С 1939 г. композитор уединенно жил в Аргентине. Мануэль де Фалья ушел из жизни в 1946 г., его последним сочинением стала вокальная поэма «Атлантида».
Копирование запрещено.
Пока нет комментариев