Концерт для фортепиано с оркестром № 4 соль мажор занимает особое место среди фортепианных концертов Людвига ван Бетховена – из всех его сочинений такого рода он наиболее лиричен. Разумеется, речь идет об особой лирике – по-бетховенски сдержанной и углубленной, и все-таки это лирика. Даже обычное для жанра инструментального концерта сопоставление tutti и solo напоминает в нем не столько «состязание», сколько «диалог» (пожалуй, даже не с кем-то, а с самим собой). По образному строю он перекликается с Четвертой симфонией, а также с Шестой, которая была написана позднее. Лирическое начало сосредоточено в основном в первой и второй частях, в некоторых эпизодах которых есть даже нечто пасторальное.
Концерт поражает тематической щедростью, в особенности это относится к первой его части – Allegro moderato. Вопреки традиции, она начинается не с оркестровой экспозиции, а с «высказывания» солиста: тихо, словно издалека фортепиано произносит начальное построение главной партии, сразу вводя слушателя в атмосферу лирики, и только после этого «предоставляется слово» оркестру. «Отвечая» пианисту, струнные излагают ту же тему в минорном варианте. После возвращения в соль мажор главная партия излагается полностью. Она ширится и растет, в ней появляются акценты. В побочной партии присутствует пунктирный ритм, придающий мелодии сходство с походной песней, на этом же ритме основана заключительная партия. Во второй экспозиции – сольной – в партии фортепиано появляются напевные мелодии, отмеченные чертами декламационности. Сфера побочной партии обогащается еще одной темой – предшествуя «походной песне», она отличается от нее пасторальным характером. В разработке сохраняется ритмическая основа главной партии, на фоне которой пианист демонстрирует различные сложные пассажи и фигурации – излагаемые двойными нотами, хроматические, развернутые на несколько октав. В центре разработки возникает новая лирическая тема, причем появляется она не в оркестре, а у солиста, что необычно для Бетховена. В репризе главная партия украшается фортепианными пассажами, дальнейшее изложение тем в основном соответствует второй экспозиции. Заключительная партия предваряется каденцией. Сохранились два ее варианта, написанные Бетховеном в 1809 г. Существуют и другие каденции, созданные для этого Концерта Кларой Шуман, Феруччо Бузони и другими пианистами.
Источником вдохновения при создании второй части – Andante con moto – послужила картина, на которой был изображен Орфей, усмиряющий своим пением фурий. Такие ассоциации действительно возникают, когда мы слышим суровые унисоны низких струнных, отмеченные жестким пунктирным ритмом, и мягкие «ответы» фортепиано в высоком регистре, имеющие аккордовый склад. «Высказывания» солиста постепенно ширятся, становятся более страстными благодаря пассажам – и суровые басовые «реплики» отступают.
Третья часть – Rondo vivace – звучит радостно и беззаботно. Танцевальная партия строится на сопоставлении tutti и solo, побочная носит песенный характер, заключительная построена на арпеджированных пассажах. Разработка отделяется от экспозиции лаконичной каденцией. В репризе немало неожиданных деталей: главная партия поручается не струнным, а солисту, побочная внезапно обрывается, но она вновь появляется в коде. Завершается финал мощным туттийным утверждением главной партии и бравурными пассажами.
Над Четвертым концертом Бетховен начал работать в 1805 г., а летом 1806 г. произведение было завершено. Оно впервые прозвучало в марте 1807 г. на музыкальном вечере во дворце князя Лобковица (наряду с ним была исполнена увертюра «Кориолан») – композитор сам играл его по рукописи. Публичная премьера, состоявшаяся в декабре 1808 г. в рамках очередной академии Бетховена, оказалась сопряжена с определенными трудностями. Композитор, все больше страдавший от ухудшения слуха, сомневался, что сам сможет исполнить Концерт, и попросил об этом своего ученика Фердинанда Риса, но до выступления оставались считанные дни, и пианист отказался, сомневаясь, что сможет освоить столь сложное произведение за такой короткий срок. Он предложил композитору исполнить его предыдущий Фортепианный концерт. Бетховен счел себя оскорбленным – ему показалось, что Рис отказался под надуманным предлогом, а в действительности он не одобряет само произведение – и он обратился к другому пианисту, Штейну. Тот согласился, но за день до концерта заявил, что не сможет исполнить Четвертый концерт и тоже предложил сыграть Третий. Бетховен понял, что если новое произведение не исполнит он сам, то этого не сделает никто. Исполнение Концерта № 4 стало для композитора последним публичным выступлением в качестве пианиста.
Премьера Четвертого концерта не стала триумфом – публика холодно приняла его. Возможно, причина заключалась в том, что в рамках той академии Бетховен представил премьеры четырех крупномасштабных произведений – наряду с Концертом впервые прозвучали Пятая и Шестая симфонии, а также Хоральная фантазия – и воспринять все это в полной мере слушателям было нелегко, но могла сыграть определенную роль и необычность произведения. Так или иначе, при жизни Бетховена Четвертый концерт больше не исполнялся ни автором, ни другими пианистами. Он был оценен по достоинству лишь после смерти композитора. В 1836 г. он был с большим успехом исполнен в Лейпциге, дирижировал Феликс Мендельсон-Бартольди. Одним из восторженных слушателей был Роберт Шуман.
Пока нет комментариев