Ференц Лист. Вокальное творчествоВокальное творчество Ференца Листа охватывает множество жанров – как светских, так и духовных – но главное место в нем принадлежит песням. В этой области он выступает продолжателем традиций Франца Шуберта и Роберта Шумана, назвать его новатором в такой степени, как в фортепианной или в симфонической музыке, пожалуй, нельзя – и все же песенное творчество Листа весьма самобытно.

В отличие от Шуберта и Шумана, которые рано проявили свой талант в жанре песни, Лист шел к нему довольно долго и нелегко. В его юношеской опере «Дон Санчо», встречаются номера песенного склада, от которых, казалось бы, лежала прямая дорога к вокальной миниатюре – но композитор долго не обращается к этому жанру. Лишь в середине 1840-х гг. он публикует первые песни. В их ранних редакциях «рука пианиста» ощущается слишком сильно – композитор и сам признавал, что они «набиты сопровождением до отказа», в некоторых случаях вокальная партия выглядит чуть ли не второстепенным «придатком» фортепианной. Композитору потребовалось время, чтобы научиться приводить элементы фактуры в равновесие. Соотношение вокальной партии и фортепианной у Листа бывает различным: мелодия может быть фрагментарной при сопровождении весьма развернутом, в других же случаях – напротив – голос может некоторое время «высказываться» без аккомпанемента (например, в песне «О море, в вечерних лучах» – 76 тактов, и без сопровождения идет почти половина из них – тридцать два).

К литературному тексту Лист предъявлял самые высокие требования – он был убежден, что в сочетании с посредственными стихами судьба даже самой лучшей музыки сложится неудачно. Он не желал и не мог «подымать сочинения посредственных поэтов» – он стремился выявить все то, что есть в стихотворении – в том числе и индивидуальные черты поэтической речи, присущие тому или иному автору. В песнях Ференца Листа нет такого количества ясных, запоминающихся мелодий, как, например, у Шуберта, но он не уступает своим предшественникам и даже превосходит их по мелодико-речевой выразительности и гармоническому богатству. Гармония в его песнях поистине переливается всеми красками: неожиданные тональные соотношения, энгармонические замены, хроматические последовательности. В некоторых песнях (например, «Цветок и запах») композитор подолгу избегает тоники, а в заключительной каденции тонический аккорд может появиться в обращении либо в мелодическом положении квинтового или терцового тона («Фиалка», «Тот, кто свой хлеб в слезах не ел», «Безмолвен будь»).

Композитор обращался к поэзии различных эпох – от Ренессанса до творений современников, разных народов – им созданы песни на стихи итальянских, немецких, венгерских, французских поэтов, причем он всегда писал музыку на оригинальный текст, исключение составляют лишь произведения на стихи Михаила Лермонтова («Молитва») и Алексея Константиновича Толстого («Слепой певец»). Хотя Лист и был венгром, песен на венгерские тексты у него не так уж много, зато они отличаются разнообразием. В них встречаются и лирические образы («Прощай»), и эпические («Венгерская королевская песня»), и героические («Бог венгров»). Впрочем, одна из песен Листа на стихи немецкого поэта Николауса Ленау тоже связана с Венгрией – «Три цыгана». Национальный колорит в ней создается широкой, импровизационной темой, которая основывается на гамме с увеличенной секундой.

Круг образов вокального творчества Ференца Листа весьма широк. Очень богато воплощены в нем разные ипостаси любви – от зарождения чувства, смутного томления до любовного экстаза. Эти песни отличаются гармонией предельно изысканной, с сопоставлением минорного или мажорного ладов или даже далеких тональностей. Таковы, например, «Песнь Миньоны», «Как дух Лауры». Присутствует в его песенном творчестве и скорбь, и страдание, и одиночество («Дочь рыбака», «Сосна», «Отравой полны мои песни»), а в последние годы жизни – размышления о бренности мира, о смерти («И мы думали о мертвецах», «Покинута»). Композитор обращается и к образам природы – таковы, например, три песни из «Вильгельма Телля» Фридриха Шиллера. Песен-баллад у Листа немного, но они чрезвычайно ярки и интересны своей свободной сменой красочных картин в сквозном развитии – такова, в частности, «Лорелея».

Песни Ференца Листа предъявляют высокие требования к исполнителю – певец, намеревающийся исполнять их, должен обладать незаурядным драматическим даром, чтобы выявить всю их декламационную выразительность. Но столь же высоки и требования к пианисту, который должен проявить тонкость интонирования, акцентирования и нюансировки. К исполнению песен Листа применимо его собственное изречение: «Художник, который, следуя с неразумной верностью лишь лежащим перед ним контурам, не вливал бы в них жизни, дочерпываемой им из понимания страстей и чувств, был бы плохим или даже никаким художником».

 

Музыкальные Сезоны