«Сильвия», «Коппелия», «Лакме» – эти три произведения Лео Делиба наиболее известны публике. Оркестровая красочность, мелодическая гибкость – черты, отличающие творчество французского композитора.
Родина Лео Делиба – Сен-Жермен-дю-Валь (ныне – часть города Ла-Флеш). Отец его был почтовым служащим, но среди родственников по материнской линии были музыканты: дед будущего композитора был оперным певцом (он выступал на сцене театра «Опера-комик»), а дядя – органистом. Первой наставницей в музыкальном искусстве стала для Лео мать, а позднее он обучался у своего дяди. В одиннадцатилетнем возрасте Делиб лишился отца, и с этого времени семья жила в Париже, а по прошествии года он начал обучаться в консерватории. Его наставником в сочинении музыки был Адольф Адан, в игре на фортепиано – Феликс Ле Куппе, а у Франсуа Бенуа он обучался искусству игры на органе. Кроме того, Лео пел в хоре мальчиков – как в церкви Св. Марии Магдалины, так и в оперном театре, и в таком качестве он в тринадцатилетнем возрасте участвовал в премьере оперы Джакомо Мейербера «Пророк» (при желании можно усмотреть в этом некое предзнаменование судьбы – ведь творчество Делиба было связано преимущественно с музыкальным театром).
В консерватории Делиб обучался очень успешно: на втором году обучения он удостоился второго, а на третьем – первого приза по сольфеджио. Завершив обучение в 1853 г., он стал органистом в церкви, но одновременно он трудился и Лирическом оперном театре, будучи концертмейстером-пианистом. Театральная музыка становится главным средоточием его интересов, Делиб создает музыкально-театральные миниатюры комедийного характера («Две старых сиделки»), а также оперетты («Шесть девиц на выданье», «На два су угольков»). Эти произведения не только сформировали стиль Делиба и помогли отточить композиторское мастерство, но и обратили на него внимание более опытных композиторов. В 1865 г. Делиб – к тому времени уже второй хормейстер театра «Гранд-Опера» – становится соавтором Людвига Минкуса, принимая участие в работе над музыкой к балету «Ручей», а для балета Адольфа Адана «Корсар» он создал дивертисмент. Оба произведения имели успех – и в этом была немалая заслуга Делиба. Казалось бы, от этого оставался один шаг до постановки собственного балета на сцене «Гранд-Опера», но шага этого пришлось ждать несколько лет – и только в 1870 г. состоялась премьера балета Делиба «Коппелия». Литературной основой этого произведения стала новелла «Песочный человек» Эрнста Теодора Амадея Гофмана, но единственным мотивом, сохраненным в балете, стало создание механической куклы и любовь к ней героя, принявшего ее за живую девушку. В балете нет и намека на гофмановскую мрачность, нет и трагической развязки. Делиб, создав «Коппелию», проявил блестящие качества балетного композитора, создав музыку очень пластичную, эмоционально выразительную, динамичную, с четким ритмическим рисунком, идеально подходящим для танца. В балете ярко выражены национальное начало, причем не только французское – присутствует и краковяк, и мазурка, и чардаш. «Коппелия» прославила Делиба не только на родине, но и в других европейских странах. Следующим большим балетным успехом стала для Делиба «Сильвия», впервые поставленная в 1876 г. На этот раз в качестве литературной основы была избрана «Аминта» – творение Торквато Тассо. Сюжет этой пасторали, написанной в XVI столетии, в XIX веке уже казался весьма условным и далеким от реальности, но Делиб сумел создать на такой основе полнокровное, драматургически убедительное произведение, насыщенное симфоническим развитием. Примечательно, что о «Сильвии» одобрительно высказывался Петр Ильич Чайковский, восхищавшийся изяществом музыки Делиба, ее мелодическим и гармоническим богатством: «Это первый балет, в котором музыка составляет не только главный, но и единственный интерес», – говорил русский композитор о «Сильвии». В сущности, те же слова можно сказать и о балетах самого Чайковского, в которых музыка стала если и не «единственным интересом», то не менее важным «действующим лицом», чем танец – и потому интерес Петра Ильича к балетам Делиба не кажется удивительным.
Наряду с балетом Делиб достиг успеха в оперном жанре. Популярностью пользовалась его опера «Так сказал король», но самой большой его удачей стала «Лакме», впервые поставленная в 1884 г. В этом произведении сочетается трагический сюжет, элегичность, восточный колорит (действие происходит в Индии) и даже некоторые приемы из арсенала оперетты (композитор использовал их для характеристики англичан).
Наряду с балетами и операми перу Делиба принадлежат романсы, сочинения для детского хора, месса. Последним творением композитор стала опера «Кассия», Делиб ушел из жизни, не успев ее закончить, через два года после его смерти «Кассию» завершил Жюль Массне.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев