(р. 1944)

 

Сколько симфоний может создать за свою жизнь композитор? Финский композитор Лейф Сегерстам написал более трех сотен и останавливаться на этом не собирается – и это только симфонии, есть и другие сочинения. А ведь творчество Сегерстама не ограничивается композиторским искусством – он выступает и как дирижер.

Лейф Сегерстам появился на свет в Финляндии, в городе Вааса, в семействе, имеющем шведские корни. Позднее семья переехала в Хельсинки. Его можно назвать потомственным музыкантом: отец будущего композитора – выпускник Академии Сибелиуса – руководил несколькими хорами, писал хоровые аранжировки, составил песенный сборник, а также преподавал в шведскоязычной школе. Лейф в детстве осваивал скрипку и альт, и уже в школьные годы он играл в Молодежном оркестре Хельсинки.

В восемнадцатилетнем возрасте Сегерстам одержал победу на пианистическом Конкурсе имени Май Линд. В том же году он стал студентом Академии Сибелиуса, где обучался одновременно по трем специальностям – дирижирование, скрипка и фортепиано. Во время обучения в Академии он впервые выступил в качестве дирижера. Это произошло в 1963 году в Тампере – под управлением Сегерстама прозвучала опера Джоаккино Россини «Севильский цирюльник».

Завершив обучение в Академии Сибелиуса в 1966 году, Сегерстам продолжил образование в США, а именно – в Нью-Йорке, в Джульярдской школе. Его наставниками были Жан Морель, Леонард Слаткин, Джеймс Левайн.

Обладая многими талантами, Лейф Сегерстам избрал для себя дирижерскую деятельность. По признанию музыканта, оркестр он обожает – он находит истинное счастье в том, чтобы ощущать, как сто исполнителей находят контакт, передавая друг другу эмоции и вместе создавая музыку. Сегерстам называет это «комбинацией многих душ». Именно на такую «душевную комбинацию» рассчитаны симфонии, которые создает композитор. В большинстве своем они одночастны, но главная особенность симфоний Сегерстама заключается даже не в этом, а в том, что они рассчитаны на исполнение без дирижера. Казалось бы, странно: дирижер создает такую музыку, в которой исполнители должны обходиться без него, но таков особый стиль музыки Лейфа Сегерстама, который сам автор определил как «свободно-пульсирующий». Сам композитор не усматривает в этом ничего из ряда вон выходящего: ведь играют же без дирижера камерные ансамбли – почему же оркестр не может этого делать? Достаточно, чтобы группа (например, скрипок) ориентировалась на концертмейстера, а другие музыканты – друг на друга. Сегерстам называет свои симфонии «гигантской камерной музыкой». Кроме симфоний перу композитора принадлежат также струнные квартеты и многочисленные концерты для разных инструментов: фортепианные, скрипичные, альтовые, виолончельные.

Но если собственные симфонии Лейфа Сегерстама не требуют участия дирижера, то симфониями других композиторов он дирижирует с удовольствием. В разные годы он возглавлял одни оркестры и выступал как приглашенный дирижер с другими. Например, в Санкт-Петербурге под управлением Сегерстама прозвучали симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича и Яна Сибелиуса. Дирижер считал символичным то, что в России под его управлением звучали симфонии Сибелиуса, ведь в музыке этого композитора он усматривает русское влияние.

Наряду с концертными выступлениями Лейф Сегерстам осуществил множество записей. Под его управлением записаны все симфонии Густава Малера, Александра Николаевича Скрябина, финских композиторов Яна Сибелиуса и Эйноюхани Раутаваары, а также произведения Вольфганга Рима, Альбана Берга, Альбера Русселя и многих других композиторов. Он осуществил мировую премьеру сочинения Гии Канчели «Broken Chant».

Другая сторона творчества Лейфа Сегерстама – оперное дирижирование. С 1968 года он работал в Королевском театре в Стокгольме, в 1970 году стал художественным руководителем этого театра, а в сезоне 1973-1974 возглавлял Финскую национальную оперу. В тот сезон театр под его руководством представил семь премьер, включая «Тристана и Изольду» Рихарда Вагнера (это было нелегко – ведь вагнеровская опера рассчитана на грандиозный состав оркестра, который нелегко было разместить в прежнем здании театра). Сегерстам ввел тогда интересную традицию: меню ужина, на который собирались после спектакля все его участники, соответствовало либо месту действия оперы, либо родной стране композитора. Например, после «Сорочинской ярмарки» Модеста Петровича Мусоргского исполнители закусывали «сто грамм водки» борщом, после «Трубадура» Джузеппе Верди ели спагетти и пили красное вино, а после оперы Раутавары «Аполлон против Марсия» на сюжет древнегреческого мифа – греческий салат и узо. Каково было меню ужина после «Записок из мёртвого дома» Леоша Яначека, дирижер не уточняет, но отмечает, что с этим было сложнее всего.

С 1997 года Лейф Сегерстем преподает в Академии Яна Сибелиуса. Среди его учеников – известные финские дирижеры: Маркку Лааксо, Сусанна Мялкки, Саша Мякиля.

 

 

Все права защищены. Копирование запрещено.