(1930–2005)

 

Лазарь Наумович Берман – одно из великих имен, составляющих славу отечественной пианистической школы. Начав карьеру как вундеркинд, он восхищал публику всю жизнь.

Уроженец Ленинграда, Лазарь Берман был выходцем из еврейской семьи. Отец его был рабочим, а мать – выпускницей Ленинградской консерватории. Благодаря ей он приобщился к музыкальному искусству очень рано. По признанию музыканта, фортепианная клавиатура – одно из самых ранних его детских воспоминаний, а нажимать на клавиши он начала раньше, чем говорить. Ему было всего два года, когда мать начала обучать его искусству фортепианной игры, а по прошествии двух лет его наставником стал Самарий Ильич Савшинский – профессор консерватории. Но и тогда мать продолжала помогать сыну, контролируя его домашние занятия. С малолетства многочасовая работа за инструментом превратилась для пианиста в естественную форму существования. Четырехлетний Ляля Берман (как его тогда называли) поражал даже своего учителя, свободно исполняя весьма сложные произведения Петра Ильича Чайковского и Иоганна Себастьяна Баха. Чудо-ребенок проявил и композиторский талант, написав Марш памяти С.М.Кирова.

Когда Лазарю было девять лет, семейство Берманов переехало в Москву, и юный музыкант поступил в Центральную музыкальную школу. Он он был принят в класс Александра Борисовича Гольденвейзера. В работе с учениками Александр Борисович уделял особое внимание рельефному очерчиванию фраз, внушал, что главная задача исполнителя – разгадка композиторского замысла, который лишь частично зафиксирован в нотах. Очень любил он работать с учениками над творениями композиторов, с которыми был знаком лично – Сергея Васильевича Рахманинова, Александра Николаевича Скрябина. У этого же пианиста Берман продолжал обучаться в консерватории. В студенческие годы Берман одержал победу в Берлине на Фестивале молодежи и студентов. Завершив консерваторский курс в 1953 г., он продолжил образование как аспирант. В годы обучения в аспирантуре он принимал участие в двух престижных международных пианистических конкурсах – в Будапеште (Конкурс имени Ференца Листа) и в Брюсселе (Конкурс имени королевы Елизаветы), В Будапеште он был удостоен третьей премии. В Брюсселе Берману многие пророчили победу, возможно, так бы и произошло, но в последнем туре он заменил одно из произведений, входивших в его конкурсную программу (впоследствии он называл это своей грубейшей ошибкой), и в результате занял только пятое место. Тем не менее, эти конкурсные выступления принесли ему известность – пианист начал гастролировать за пределами СССР, записал за границей ряд произведений, в частности, «Аппассионату» Людвига ван Бетховена и Сонату си минор Ференца Листа.

Главной чертой Бермана, привлекавшей публику, всегда была феноменальная виртуозность. Он включал в свой репертуар сложнейшие образцы фортепианной музыки – такие, как «Лесной царь» Шуберта—Листа, «Ундину» Мориса Равеля, Токкату Сергея Сергеевича Прокофьева – и с блеском их исполнял, при этом трудность исполнения у него никогда не подчеркивалась, его игра всегда выглядела непринужденной. Не было у него и нарочитых преувеличений с «громоподобным» звучанием, не столько впечатляющим, сколько раздражающим слушателя – Берман обладал исключительной культурой звука. С большим вниманием относился музыкант к тембру, неустанно экспериментируя с ним.

В 1959 г. Берман женился на француженке. Брак оказался не особенно счастливым и вскоре распался, но успел осложнить жизнь музыканта, надолго ставшего «невыездным». Однако это не мешало гастролировать и записываться в СССР. Запись Трансцендентных этюдов Листа, осуществленная Берманом, стала одной из первых стерео-записей в нашей стране. Выезжать за рубеж Лазарь Наумович начал в 1971 г., но по прошествии девяти лет в его багаже при досмотре обнаружили книгу писателя-американца, чье творчество находилось тогда под запретом в СССР, и возможность зарубежных гастролей вновь оказалась закрыта до начала Перестройки.

Второй супругой Бермана была пианистка Валентина Викторовна Седова, их сын Павел Лазаревич Берман – талантливый скрипач. Подобно отцу, он рано проявил музыкальную одаренность. Однако Лазарь Наумович, будучи бывшим «чудо-ребенком», весьма сдержанно относился к феномену вундеркиндов. По мнению пианиста, чрезмерные нагрузки и раннее приучение к соревновательности приносят талантливым детям скорее вред, чем пользу.

Берман покинул родину в 1990 г. Сначала он жил в Норвегии, затем в Италии, а позднее преподавал в Веймаре в Высшей школе музыки. Отец и сын Берманы нередко выступали в дуэте. Российский писатель Павел Владимирович Санаев вдохновлялся их образами при создании романа «Хроники Раздолбая», среди героев которого – скрипач Миша Морозов и его отец-пианист.

Лазарь Берман ушел из жизни в 2005 г., так и не возвратившись в Россию. Музыкант похоронен во Флоренции.

 

Все права защищены. Копирование запрещено.