«Марсельеза» – государственный гимн, рожденный в огне и пламени Великой французской революции… Суровый хор «Поет зима» из кантаты Георгия Васильевича Свиридова «Поэма памяти Сергея Есенина»… Исполненная глубокого философского смысла симфоническая поэма «Прелюды» Ференца Листа… Что общего между этими сочинениями, созданными разными композиторами в разные эпохи? Во всех этих произведениях мы услышим мощную силу – призыв к революционной борьбе, эпическую мощь русской природы, страстный порыв к поиску смысла жизни… а еще – мелодии всех этих произведений опираются на кварту: с нее начинается «Марсельеза», она постоянно звучит гулким и суровы «ауканьем» в зимнем лесу, «нарисованном» Свиридовым, она решительно утверждается в основном мотиве, из которого «вырастает» симфоническая поэма Листа.
Название этого интервала происходит от латинского слова quarta, означающего «четвертая» – так называют и четвертую ступень лада (по-иному – квартовый тон), а также интервал, охватывающий четыре ступени. Узнать кварту очень легко – из всех музыкальных интервалов она звучит наиболее определенно и активно. Кварта – особенно в восходящем движении – это самая решительная интонация, композиторы часто используют ее, создавая образы мужества, силы, борьбы. Особенно уверенным звучанием отличается восходящая кварта, «шагающая» с пятой ступени лада на первую – устойчивый звук, достигаемый таким способом, становится как бы устойчивым вдвойне (поистине, это «утверждение», с которым невозможно поспорить).
В утвердительности кварты есть и некоторая торжественность – с нее очень часто начинаются гимны. Мы услышим восходящий квартовый ход и в Гимне Российской Федерации, и в «Интернационале», и в «Патриотической песне» Михаила Ивановича Глинки, которая в течение десятилетия была государственным гимном России. И, конечно, призывное звучание кварты, ее сила и мощь востребована в музыке, связанной с образами войны – с нее начинаются военные марши, она обыгрывается в военных трубных сигналах. Мощным призывом к действию звучит квартовая интонация в песне «Священная война»…
Говоря о кварте, важно помнить, что это – наряду с квинтой – один из самых древних интервалов, освоенных человечеством, поэтому композиторы нередко употребляют гармонические квинты, когда хотят создать архаическое звучание. Подобно квинте и октаве, она не может быть ни большой, ни малой – такие интервалы называются «чистыми». Но наряду с чистой квартой существует кварта увеличенная, иначе именуемая тритоном – и характер ее совсем иной.
10.28-11.11
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев