(1790-1845)
Говоря о триумфе альта в качестве солирующего инструмента, обычно вспоминают Юрия Башмета. Между тем, сольное исполнительство на альте имеет довольно давнюю историю – и основы его заложил в начале XIX века Кретьен Юран.
Французский музыкант К. Юран родился в Монжуа в 1790 году. Его первым наставником стал отец, обучавший мальчика искусству игры на скрипке, но Кретьен самостоятельно осваивал и другие инструменты. Выступать он начала рано, и в 14-летнем возрасте юный скрипач впечатлил своим искусством императрицу Жозефину. По ее рекомендации Кретьен отправляется во французскую столицу, где играет в оркестре Ж.-Ф. Лесюэра. Это позволяет ему совершенствовать свою скрипичную технику.
Кретьен Юран в дальнейшем играл в различных исполнительских коллективах: оркестрах Королевской капеллы, Парижской оперы, в которой впоследствии стал концертмейстером; был органистом в церкви Сен-Венсан-де-Поль; руководил Обществом концертов Консерватории; играл в составе струнных квартетов.
В качестве солиста Кретьен Юран прославился как альтист-виртуоз, став одним из первых сольных исполнителей в истории на этом инструменте. Именно ему Гектор Берлиоз доверил исполнить соло альта на премьере симфонии «Гарольд в Италии». Музыкант представил французским слушателям немало произведений Ф. Шуберта, Г. Ф. Генделя, Л. Бетховена, И. С. Баха. Он выступал с Ф. Листом и Ф. Шопеном.
Кретьен Юран владел и другими струнными инструментами – в частности, скрипкой-альтом (пятиструнным инструментом, охватывающим диапазон и альта, и скрипки), а также виолой д’амур – соло для этого инструмента в опере «Гугеноты» Дж. Мейербер написал по просьбе музыканта.
К. Юран проявил и композиторский талант, создавая романсы, произведения для фортепиано в четыре руки, квинтеты для двух скрипок, двух альтов и виолончели и другие произведения.
Музыкант умер в Париже в 1845 году.
Музыкальные Сезоны
Пока нет комментариев