В сентябре Керченский драматический театр им. А. С. Пушкина показал свою вторую за год новую работу – спектакль «Котлован» режиссера-постановщика Романа Рогозы.
Полгода назад театр с успехом дебютировал с постановкой «История медведей панда, рассказанная саксофонистом, у которого есть подружка во Франкфурте» Матея Вишнека, режиссера Юрия Короткова.
Театр только делает свои первые шаги и, несмотря на ситуацию с коронавирусом, в которую мы все попали, смог представить еще одну достойную премьеру.
Крымский «Котлован» не имеет никакого отношения к Андрею Платонову, к его знаменитому произведению – главный режиссер театра Роман Рогоза сам написал пьесу. Спектакль, так сказать, «датный» и готовился ко Дню Великой Победы над фашистской Германией. Премьера планировалось на 9 мая, но по известным всем нам причинам работа увидела свет только 20 сентября.
Режиссер, он же автор пьесы, за основу взял реальные случаи, произошедшие на войне, опирался и на публицистику Светланы Алексеевич, и на другую документальную литературу. Место действия – сожженная и уничтоженная немцами деревня Котлован, где остался в живых лишь дед Азарий. На это село и набредает кучка уцелевших пассажиров с разбомбленного поезда. Представляя из себя пеструю картину – от полубезумной женщины, двух рядовых, один из которых штрафной роты, воспитательницы детского дома, медсестры санитарного вагона до детишек всех возрастов – эта группа на время останавливается во владениях Азария. Это спектакль-воспоминание, так как все больше говорят о прошлом.
Режиссер разделил действо на две части – реальную и сны. Именно через сны мы узнаем о тех трагедиях, которые пережил каждый герой. Сон сочинен в фантастическом, фантасмагорическом ключе. Каждый рассказывает свою историю про тот ад, который пришлось увидеть. Историй много, все они страшные и кровавые, ведь война не щадит никого. Кто-то прошел через концлагерь, кто-то, несмотря на юный возраст, был вынужден и убивать. Сны раскрашены в красное и черное. Художник Кирилл Еремин показал цвета крови и обугленных головешек, то, что остается после пожара. Его мир – это чистилище, жуткий черно-багровый котлован.
Наяву героям тоже приходится испытать себя на прочность в схватке с врагом, которым оказался «штрафник». Сам по себе спектакль тяжелый, напряженный, местами разрывающий душу, так как материал и монологи актеров держат тот внутренний накал, который и заставляет зрителя сопереживать, проживать. А музыка Альфреда Шнитке придает действу и необходимое трагическое звучание, и особую экспрессию напряжения.
Инициатор спектакля, художественный руководитель театра и самой постановки Александра Галкина приложила массу усилий для рождения этой военной мистерии. Работа рассчитана, наверное, больше на молодое поколение, которое только по литературе и фильмам знает о войне. А ведь крымская и конкретно керченская земля вся полита кровью, ведь Керчь – город-герой и через него четырежды проходила линия фронта. И здесь чтут память о погибших как святыню.
Если говорить о проблемах «Котлована», они, естественно, есть. Хотелось бы пожелать более «сцепленной» драматургии. Местами она все же рыхлая, и персонажам не хватает логики и динамики, особенно в начале. От этого иногда чувствуется «проседание» темпоритма, а в результате страдает стилистика, образность и общая концепция спектакля.
Хотелось бы пожелать и детской студии «Своя игра» при театре точной, аккуратной работы с текстом. Видно, что юные актеры стараются кто как может, но мало заучить слова, их еще надо уметь подавать, а здесь важно понять мотивацию своего персонажа, ситуацию. Эти замечания скорее советы на будущее, которое, надеюсь, сложится у коллектива замечательным и плодотворным.
Удивительно, но на спектакль в качестве зрителя пришел 95-летний ветеран войны Пырков Георгий Федорович. Подтянутый, бодрый, великолепно владеющий, словом, свидетель и участник тех страшных событий поставил высокую оценку «Котловану». И это мнение, конечно же, главная рецензия и отклик для актеров, постановщиков и самого театра.
Фото: Информационная компания Керч.НЭТ
Пока нет комментариев