В XVIII столетии кларнет не только прочно завоевал позиции в составе оркестра, но и пользовался немалой популярностью как солирующий инструмент – за вторую половину века было создано более сотни концертов для кларнета с оркестром, включая такой знаменитый шедевр, как Концерт Вольфганга Амадея Моцарта. В следующем столетии любимым инструментом композиторов становится фортепиано, а интерес к кларнету снижается, но и в XIX веке создавались интересные сочинения для солирующего кларнета, и среди них достойное место занимают два концерта для кларнета с оркестром, которые создал Карл Мария фон Вебер.

На момент написания кларнетовых концертов – в 1811 г. – Вебер обладал уже весьма значительным опытом – и жизненным, и композиторским: годы скитаний, служба секретарем у герцога, кратковременное тюремное заключение, несколько непродолжительные романов… «Вольный стрелок» – вершина его оперного творчества – еще не был написан, но Вебер был уже создателем четырех опер. Во многих оперных и симфонических партитурах композитор охотно использовал соло кларнета, и потому не кажется удивительным его обращение к сольным сочинениям для этого инструмента. Непосредственным поводом к их созданию стало знакомство с Генрихом Бёрманом.

Бёрман был одним из лучших кларнетистов своей эпохи. Он очаровывал публику не столько технической виртуозностью (как, например, его главный соперник Иоганн Симон Гермштедт), сколько красотой и выразительностью звучания, мягким лиричным тембром – за эти качества Бёрмана даже называли «Рубини кларнета» (по аналогии со знаменитым оперным певцом-тенором Джованни Баттиста Рубини). Впрочем, в отношении техники музыкант тоже был на высоте (в определенной степени этому способствовало использование инструмента фирмы «Гризлинг и Шлотт» с десятью клапанами – виртуозные пассажи и хроматизмы на таком кларнете было значительно проще играть, чем на более распространенном в то время инструменте с пятью клапанами). Бёрман сам создавал сочинения для кларнета или ансамбля с его участием, но репертуар его пополнялся и творениями других композиторов, созданными специально для него. Для Бёрмана писали Феликс Мендельсон-Бартольди, Джакомо Мейербер.

Первым опытом сотрудничества Вебера с Бёрманом стало Концертино для кларнета с оркестром, которое Бёрман блестяще исполнил на авторском концерте Вебера в Мюнхене (Вебер приезжал в Мюнхен в связи с постановкой его оперы «Абу Гасан»). Успех этого произведения побудил музыканта заказать композитору два концерта для кларнета с оркестром – и они были написаны тогда же, в 1811 г. Общение со знаменитым кларнетистом помогло Веберу вникнуть в технические возможности кларнета и использовать их в полной мере – в частности, композитор задействовал все регистры, включая низкий (прежде композиторы достаточно редко обращались к низкому регистру). В то же время композитор задействовал предельно высокие для кларнета ноты (эта часть диапазона использована в конце первой части Концерта № 1). Композитор применил различные штрихи, комбинируя стаккато и легато, но в первую очередь кларнет остается у него «поющим», лирическим инструментом, что идеально соответствовало манере игры Бёрмана. Виртуозные фрагменты в концертах присутствуют, но их нельзя назвать экстремальными – пассажи весьма удобны для кларнетистов. Примечательно, что в этих инструментальных сочинениях Вебер остается оперным композитором, используя приемы, типичные для оперы – солист доминирует в соотношении с оркестром, как центральный персонаж «театрального действа», а в медленной части Концерта № 2 в партии кларнета возникает подобие речитатива – как в сцене из оперы. По-оперному ярко – с выразительными динамическими и регистровыми контрастами – звучит оркестр.

Кларнетовые концерты Вебера не отличаются особой масштабностью и героическим звучанием, в них сильна связь с традициями жанра – прежде всего, с инструментальными концертами Моцарта, но определенные отступления от традиций присутствуют. Например, в первой части Концерта № 1 фа минор нет полномасштабной оркестровой экспозиции – оркестр исполняет главную партию, побочная же поручается солисту (так подчеркивается образный контраст: мощное, с героическим оттенком оркестровое звучание противопоставляется нежной лирике кларнета). Эта сфера задушевной лирики получает наиболее полное воплощение во второй части, звучание валторн в ее среднем разделе предвосхищает «Вольного стрелка» с его «лесной романтикой». В финале царит танцевальная стихия, лишь в первом эпизоде рондо появляется элегическая мелодия.

В первой части Концерта № 2 ми-бемоль мажор главная партия насыщена технически сложными моментами – пассажами, мелодическими взлетами и спадами. Побочная партия развивается от мягкой лирики к романтической приподнятости. В разработку включен эпизод, построенный на двух новых контрастных темах – мужественной и нежной. За репризой, воспроизводящей темы без особых изменений, следует виртуозная кода. Во второй – медленной части крайние разделы трехчастной формы отмечены печально-сосредоточенным настроением, средний раздел напоминает речитатив. Рондообразный финал выдержан в духе блестящего концертного полонеза.

Первым исполнителем кларнетовых концертов Вебера стал Бёрман. Эти произведения и сегодня входят в концертный репертуар кларнетистов.

 

Копирование запрещено.