В творчестве Гайдна струнный квартет«Беседа четырех весьма неглупых людей, которым есть, что сказать», – так охарактеризовал Йозеф Гайдн струнный квартет. Композитор вошел в историю музыки не только как «отец симфонии», но и как один из основателей жанра струнного квартета, который – наряду с симфонией – занимает одно из ведущих мест в его творчестве. Он и в этой области стал «рекордсменом», создав восемьдесят три квартета (ненамного меньше, чем симфоний). Подобно симфониям, некоторые из его квартетов имеют неофициальные программные названия. Например, Квартет № 6 Op. 66 именуется «Лягушачьим», Квартет № 3 Op. 33 – «Птичьим», а Квартет № 3 Op. 74 носит название «Всадник».

Разумеется, Гайдн не был первым композитором, создававшим струнные квартеты. Этот жанр зародился до него в Италии и был связан с традицией исполнения под открытым небом, при этом весьма неудобно было использовать клавесин, который прежде цементировал ансамбль и заполнял средние голоса. Отказ от клавесина в пользу смычкового баса привел к относительной независимости партий второй скрипки и альта. Так родились первые струнные квартеты, поначалу носившие чисто прикладной характер. Таковы были и первые квартеты Гайдна – дивертисментные сочинения, предназначавшиеся для домашнего музицирования. Их отдельные части лаконичны, танцевальное начало ярко выражено. Близость к дивертисменту подчеркивается включением двух менуэтов в пятичастные циклы. Этим произведениям присуща легкость и жизнерадостность.

Вы видите не полный текст статьи. Оформите подписку, чтобы увидеть материал целиком.
Вы можете прочитать текст не оформляя подписку. Оплатите доступ к материалу на одни сутки.

Я уже подписчик. Войти