Иван Фишер продолжает путешествие в мир симфоний Густава Малера.

 

Фишер Будапештский фестивальный оркестрОдин из лучших музыкальных коллективов мира – Будапештский фестивальный оркестр под управлением своего главного дирижера Ивана Фишера завершает балтийское турне выступлением в Санкт-Петербурге.

Будапештский фестивальный оркестр ведет свою историю с 1983 года. Основателями коллектива стали известные венгерские музыканты Иван Фишер и Золтан Кочиш.

За свою творческую деятельность оркестр дважды был удостоен премии Gramophone, а также номинирован на Grammy. Прославленный коллектив всего два раза выступал в России – и оба в Москве: в 2004 году в Московском международном Доме музыки и в 2009 году в Колонном зале Дома Союзов в рамках фестиваля симфонических оркестров мира. Будапештский фестивальный оркестр активно гастролирует по всему миру и принимает участие в ведущих музыкальных фестивалях.

9 июня на Новой сцене Мариинского театра в исполнении коллектива прозвучит музыка к балету «Игра в карты» Игоря Стравинского, Симфония № 8 Антонина Дворжака и Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Ференца Листа. Солист – обладатель Гран-при Международного конкурса В. Крайнева, лауреат XV Международного конкурса им. П. И. Чайковского Даниил Харитонов.

Между тем творческая жизнь Будапештского фестивального оркестра весьма интенсивна. В начале весны этого года венгерский маэстро продирижировал на сцене Национального концертного зала Белы Бартока Дворца искусств M?PA Третью симфонию Густава Малера.

В течение нескольких лет Иван Фишер планомерно осуществляет запись полного цикла симфоний Малера с Будапештским фестивальным оркестром. Интерпретации Фишера полотен австрийского симфониста признаны эталонными и считаются образцовыми в современной концертной практике. Ивану Фишеру близок универсальный мир музыки Малера с его горечью и иронией, драмой и отчаянием, радостями и надеждами. Дирижер предельно внимателен к авторскому тексту, форме и темповой драматургии цикла. Поэтому никаких спонтанных и ложных откровений: только музыка в ее чистом виде, только то, что написано самим Малером.

Бывая на концертах Фишера, наблюдая за пластичными движениями его рук и чувствуя его эмоциональные посылы к преданным музыкантам оркестра, как бы невольно соучаствуешь в подобном процессе и постепенно склоняешься к мысли о том, что с Малером-дирижером их многое сближает.

Густав Малер возводил грандиозные храмы симфоний и опер в присутствии тысяч зрителей-слушателей. Свою Третью симфонию композитор создавал летом 1895 года.

«Мое произведение представляет собой музыкальную поэму, которая объемлет все ступени развития в постепенном нарастании. Начинается от безжизненной природы и поднимается до божественной любви… до хрупкой плоти человеческого сердца, которое стремится возвыситься над этой плотью и подняться к Богу… Моя симфония должна стать чем-то таким, чего еще не слышал мир! В ней вся природа обретает голос…» – писал Малер.

Перед мартовской записью Третьей симфонии с венгерским музыкантами Иван Фишер продирижировал это масштабное сочинение с Берлинским филармоническим оркестром.

Пантеистическая концепция Третьей симфонии вот уже больше века продолжает покорять сердца слушателей. Каждый раз, когда слушаешь это произведение, испытываешь особое наслаждение и непреодолимый восторг.

Будапештский фестивальный оркестрТак случилось и на очередном концерте Будапештского фестивального оркестра. Маэстро Фишер сотворил в своем прочтении тот удивительный светлый мир, о котором грезил сам Малер при создании этого шедевра.

Иван Фишер: «Партитура Третьей мне представляется некой грандиозной фреской, большой мозаикой, гигантской картиной эклектического жанра. Там есть видения ангелов, изображены картины потустороннего мира. Малер в этой симфонии потрясающе живописует музыкальными красками шествующее лето. И когда оно врывается к нам, то приводит за собой много ужасного. Когда сам Малер размышляет о приходе лета, он не испытывает никакого клише. Лето – счастливое, яркое и веселое. Оно постепенно заводит собой ужасное страшное начало, здесь смешиваются самые разные грани, катаклизмы природы в том числе. И финал Третьей симфонии – это музыка чистой любви, не эротической, а целомудренной, любви ко всему живому на земле. И она течет подобно струям солнечных лучей. Там есть трагические эпизоды, но также немало и светлых моментов. Настроение при этом постоянно меняется, но течение жизни не прерывается. Мерцающий свет хорала последних тактов симфонии яркое тому подтверждение. У других композиторов природа в музыке бывает очень красивая (как, например, Шестая «Пасторальная» симфония Л. Бетховена). У Малера же видения природы бывают порой очень опасными, несущими какую-то беду. Первая часть Третьей симфонии полна таких эмоциональных и бурных вулканических всплесков, которые агрессивны и страшны по своей сути. И, когда птицы изображаются в музыке, Малер находит их более страшными, чем смешными. Для Малера природа отнюдь не гармонична, он не находит в ней умиротворения».

Будапештский фестивальный оркестр был на пике своего совершенства. Иван Фишер добился от коллектива невероятных красок и глубины звучания, проявляя при этом эмоциональную сдержанность и предельную концентрацию внимания.

Публика восторженно награждала аплодисментами венгерских музыкантов, а также солистку Герхильду Ромбергер (контральто) и артистов хора Баварского радио и детской хоровой капеллы Cantemus (Венгрия), принимавших участие в исполнении этой масштабной фрески Густава Малера.

 

 Будапешт (Венгрия)