Принято считать, что искусство, включая музыку, должно быть вне политики – но композиторы живут отнюдь не в изоляции от мира, и политические события не могут их не волновать. Но прекрасная музыка, созданная под влиянием злободневных тем, способна пережить их – она продолжает очаровывать публику и много лет спустя, когда сами события, вызвавшие ее к жизни, становятся достоянием истории. Яркий тому пример – оперетта Исаака Осиповича Дунаевского «Вольный ветер».
Место действия этого произведения – такого же оптимистичного и светлого, как многие другие сочинения Исаака Осиповича – определено как «страна, не обозначенная ни на одной географической карте». Что же это за страна? Традиционно считается, что это Югославия – в пользу этого свидетельствуют имена некоторых действующих лиц (Клементина Марич, Янко), но разрыв советско-югославских дипломатических отношений произошел в 1948 г., а оперетта была завершена в 1947 г., и вряд ли Дунаевский мог предвидеть развитие событий. Можно предположить, что истинным местом действия (хотя и не названным вслух) является Триест – такой страны действительно нет на карте, а в то время этот регион, расположенный между Италией и Югославией (населенный и итальянцами, и славянами) имел статус свободной территории, управляемой ООН, непосредственно после окончания войны (то есть в то время, к которому отнесено действие оперетты) его контролировали англичане и американцы. Намеком на Триест может быть имя одного из персонажей – Цезаря Галля (Триест упоминается в «Записках о Галльской войне» Юлия Цезаря).
Впрочем, где именно происходит действие оперетты – это уже детали. Чтобы проникнуться ее духом, достаточно знать, что события разворачиваются на берегу теплого моря, чей бескрайний простор ассоциируется с образом свободы. Эта идея воплощена в центральной мелодии произведения – «Песне о вольном ветре». Это мечта положительных героев оперетты – свободно жить, трудиться и любить. И, казалось бы, ничто не должно мешать осуществлению этой мечты – ведь война закончилась… Но уже в самом начале оперетты мы убеждаемся, что это не так: власть в приморском городе находится в руках Георга Стана, которого в годы войны все заслуженно презирали как предателя. Но и в мирное время он сумел неплохо устроиться, став управляющим пароходной компании, владельцем которой является некий капиталист, проживающий за океаном. Нельзя сказать, что он заботится о благе подчиненных – моряки страдают от отсутствия работы (а значит, и денег), а девушку Стеллу – дочь Клементины Марич, вдовы моряка – он уволил в надежде, что отчаянное положение заставит ее выйти за него замуж. Мать понимает, что этот брак не по сердцу дочери, но дает согласие. В печальной арии она объясняет девушке, чем реальная жизнь отличается от девичьих грез. Но Стелла не собирается смиряться с судьбой, она любит моряка Янко. Их вальсообразный дуэт исполнен светлых и восторженных чувств.
Впрочем, именно в этот день у моряков есть повод для радости: наконец-то корабль, везущий фрукты, выйдет в море, будет работа – будут и деньги, а значит, матросы непременно заглянут в кабачок. Понимает это и владелец заведения, поэтому работа там кипит – служанки усердно натирают полы, обсуждая женихов в веселом терцете. Особого внимания подруг удостаивается служанка Пепита – всем известно, что в нее влюблен племянник и наследник Стана по имени Микки. Образ бойкой Пепиты сполна раскрывается в энергичной песенке, ставшей одним из самых известных номеров оперетты (она нередко звучит в концертных программах). Между тем, Микки совсем не похож на своего дядю – он мечтает о возвращении в родную деревню, честной жизни простого труженика и совершенно не желает жениться на знатной даме Регине де Сан-Клу, которую просватал за него дядя. Матросы, пришедшие в кабак, поют песню «Трудно моряку без корабля». Вскоре появляется Цезарь Галль – актер, лишившийся работы в театре за исполнение партизанской «Песни о вольном ветре». В лице моряков он находит более благодарную публику – они дружно подхватывают припев запеваемой им песни. Тем временем Янко и Стелла намереваются немедленно пожениться.
Янко открывает невесте свое истинное имя – Стефан, бывший партизанский командир, за чью голову и теперь назначена награда (раньше – в марках, сейчас – в долларах). Музыкальные номера, живописующие свадебное веселье – песенка Клементины, фокстрот, вальс, куплеты Регины, дуэт Пепиты и Микки – оттеняют драматизм последующих событий: Стан выведывает у Стеллы тайну Янко и угрожает выдать его, если девушка не согласится на брак со Станом. Стелла публично отказывается от брака с Янко и объявляет, что станет супругой Стана. Янко изливает чувства в суровой песне.
Хотя Стан и добился, чего хотел, он все же выдает Янко полиции, но Микки уже предупредил моряка о намерениях дяди, и моряк спрятался в трюме корабля. Затем молодой человек представляет в полицию украденные Пепитой документы, разоблачающие преступления самого Стана. Негодяя спасает от ареста только вмешательство некого мистера Честерфильда, которому безропотно подчиняются полицейские, закрывая глаза на побег Стана. Тем временем Янко, несмотря на опасность, приходит в кабачок и сообщает матросам, что корабль загружен вовсе не фруктами, а оружием, предназначенным для порабощения некой маленькой страны. Матросы объявляют забастовку, запевая «Песню о вольном ветре» – они верят, что ветер свободы еще наполнит паруса в будущем.
Премьера оперетты «Вольный ветер» состоялась в Москве в августе 1947 г. Впоследствии оперетта ставилась и продолжает ставиться в различных театрах страны, дважды она экранизировалась.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев