(1874–1934)
Густава Холста британский музыковед Фрэнк Хаус причисляет к «революционерам, которые отстояли независимость Англии» в области музыки. Испытав влияние немецких композиторов (в частности, Рихарда Вагнера и Рихарда Штрауса), он большое внимание уделял изучению английского фольклора, что отразилось на его музыкальном стиле.
Густав Холст был потомственным музыкантом. Его прадед – рижанин, по национальности немец – служил в Санкт-Петербурге при дворе арфистом, дед, переехавший в Англию, был учителем игры на арфе и композитором, а отец – церковным органистом и хормейстером. Густав с детских лет обучался игре на скрипке, которую терпеть не мог, и на фортепиано, которое очень любил. С двенадцатилетнего возраста он начал осваивать тромбон (мальчик был болен астмой, и отец надеялся, что игра на духовом инструменте поможет бороться с болезнью).
В юности Холст начал сочинять фортепианные и органные пьесы, песни и даже симфонии. О своих ранних произведениях он впоследствии говорил, что они появились в результате знакомства с трактатом Гектора Берлиоза об инструментовке и незнания теории музыки. В этих сочинениях проявилось влияние Вагнера с его хроматизированной гармонией, а также Эдварда Грига.
После окончания школы семнадцатилетний Густав несколько месяцев обучался контрапункту у Джорджа Симса, а затем получил должность органиста и хормейстера в селении Уик Риссингтон. По прошествии двух лет он поступил в Королевский музыкальный колледж, где обучался у Фредерика Шарпа, Уильяма Хойта, Чарльза Стэнфорда. Первые два года он был студентом без стипендии и зарабатывал, играя на тромбоне (зимой – в театральных оркестрах, летом – на морских курортах), но заработок был небольшим, экономить приходилось на всем, Холст отказался от мяса и алкогольных напитков – впрочем, вегетарианцем и трезвенником он оставался и впоследствии, когда материальное положение не было таким тяжелым.
Стэнфорд, у которого Холст обучался композиции, поощрял его попытки подражать Рихарду Вагнеру, и влияние немецкого композитора проявилось в сочинениях, созданных в годы учения – в хоровых песнях, в Струнном секстете. В те же годы он присоединился к «Кельмскотт-Хаузу» – клубу социалистов, и стал дирижером Социалистического хора. Репертуар исполнительского коллектива был разнообразен – от Генри Пёрселла до Рихарда Вагнера, исполнялись и собственные сочинения Холста.
Произведения композитора издавались и исполнялись – например, в 1902 г. впервые прозвучала его симфония «Котсуолдс», посвященная памяти художника и писателя Уильяма Морриса. Он хотел полностью посвятить себя созданию музыки, но потребность в деньгах вынудила его заняться педагогической деятельностью. Должность музыкального директора Школы для девочек Св.Павла он занимал с 1905 г. до самой смерти, а несколько Холст лет работал еще и в Колледже Морли.
Источником вдохновения для Холста часто становилась литература. Одним из его любимых поэтов был Уолт Уитмен. Среди произведений, вдохновленных его творчеством – увертюра «Уолт Уитмен», сцена для сопрано с оркестром «Таинственный трубач», написанная в начале Первой мировой войны «Погребальная песнь по двум ветеранам» и созданная после окончания войны «Ода смерти». Несколько вокальных сочинений он написал на стихи Томаса Харди, а под впечатлением одного из эпизодов поэмы «Возвращения на родину» Холст создал симфоническую поэму «Эгдон Хит». Предметом пристального интереса Холста была восточная культура, его увлекала Ригведа и другие памятники индийской литературы (он даже выучил санскрит, чтобы читать их в подлиннике). В Индии он никогда не бывал – и эта страна оставалась для него неким идеальным образом. Результатом увлечения индийской культурой стало создание симфонической поэмы «Индия», опер «Сита» на сюжет из «Рамаяны» и «Савитри» на сюжет из «Махабхараты», «Хоровых гимнов из Ригведы» и оды для хора с оркестром «Облачный посланник».
Волна интереса к народным песням, поднявшаяся в Англии на рубеже XIX–XX вв, затронула и Холста. По совету Сесила Шарпа, собирателя народных песен, он создал «Сомерсетскую рапсодию». Но Холста интересовал не только английский фольклор – после поездки в Алжир, куда он отправился поправить здоровье, композитор создал сюиту «Бени Мора», в которой использовал алжирские мелодии. Можно сказать, что Холст воплощал в музыке все, что его интересовало – например, увлечение астрологией сподвигло его на создание оркестровой сюиты «Планеты».
К началу 1920-х гг. Холст стал известным композитором, но слава его не радовала – от наград и почестей он отказывался, раздачи автографов и интервью избегал. В скором временим пошатнувшееся здоровье вынудило его отказаться от большинства занимаемых преподавательских должностей, кроме должности в Школе Св.Павла, и полностью отдаться сочинению музыки. В последнее десятилетие жизни были написаны Первая хоровая симфония, Вторая симфония, сюита «Brook Green», а также первый и единственный опыт Холста в области киномузыки – музыка к фильму «Колокола» (к сожалению, эта кинокартина утрачена, как и музыка к ней).
Густав Холст скончался в 1934 г. в Лондоне. На похоронах Холста его музыка звучала под управлением друга – композитора Ральфа Воан-Уильямса. Известны его слова: «Густав Холст был великим композитором, прекрасным учителем и большим другом».
Копирование запрещено.
Пока нет комментариев