Колонка Евгения Цодокова

Г.Суортаут. 1937

 

«Внешний вид, подача слова и звука – все было у нее соразмерным и гармоничным. Все это, вместе взятое, делало ее таким совершенством, что у магнатов Голливуда разгорелись глаза, и они превзошли самих себя ради того, чтобы похитить ее у оперного театра…» – такими восторженными эпитетами наградил Джакомо Лаури-Вольпи эту певицу в своей знаменитой книге «Вокальные параллели». Речь идет об американской меццо-сопрано Глэдис Суортаут, имя которой вспомнят нынче разве что самые заядлые любители оперы. Одна надежда на киноманов, которые вероятно смотрели популярный музыкальный фильм 30-х годов «Вальс шампанского», шедший в 40-х годах и в советском прокате. Не менее известна и кинолента «Песня о любви» («Подари мне эту ночь») оскароносного режиссера Александра Холла, где Суортаут снялась с другой оперной звездой – ярким и обаятельным польским тенором Яном Кепурой. Музыку к этому фильму написал известный в оперном мире композитор Эрих Корнгольд. Всего в послужном списке певицы-актрисы девять фильмов.

 

И снова воспоминания современников. На этот раз они связаны со знаменитой примадонной Мэри Гарден, первой Мелизандой, которую многие величали не иначе как «Сарой Бернар оперы», на исходе своей карьеры блестяще исполнявшей партию Кармен в постановке, где тогда еще начинающая певица Суортаут скромно подвизалась на вторых ролях. Как гласит молва, однажды, после одного из спектаклей, где Глэдис пела партию цыганки Мерседес, Гарден неожиданно воскликнула: «Суортаут! Где Суортаут»? Молодая певица примчалась к ней, готовясь к тому, что ее будут сурово отчитывать за какие-нибудь оплошности. Но Гарден неожиданно разорвала свою накидку для Кармен на две части, одну из них она протянула дрожащей от страха девушке и громко заявила: «Ты будешь следующей великой Кармен»!

 

Г.Суортаут в роли Кармен

Действительно, Кармен стала лучшей ролью Суортаут, хотя тот же Лаури-Вольпи утверждал, что она также «была самой нежной и пленительной Адальжизой в беллиниевской «Норме» – замечательном спектакле с участием Розы Понсель в заглавной партии. Блистала Суортаут и в других ролях – «брючной» роли Никлауса в «Сказках Гофмана» Оффенбаха, трогательной и женственной Миньон в некогда очень популярной одноименной опере Тома, виртуозной воинственной Прециозиллы в «Силе судьбы» Верди, нежного Зибеля в «Фаусте» Гуно и других. Была в ее репертуаре и русская роль – Нежаты в первой американской постановке «Садко» Римского-Корсакова. Все эти партии она спела на сцене Метрополитен-опера, где подвизалась с 1929 по 1945 годы, выйдя на подмостки этого театра 265 раз. Невзирая на лавину хвалебных откликов Суортаут была очень требовательной к себе – партия Кармен появилась в ее репертуаре еще в середине 20-х годов, однако она решилась впервые исполнить ее на главной американской сцене только в 1940 году. Именно этой ролью артистка и завершила свою карьеру в Метрополитен-опера спустя пять лет. В 1950 она еще раз выступила в своей коронной партии в первой телевизионной трансляции оперы.

О впечатляющем и зажигательном артистизме Глэдис Суортаут в роли Кармен свидетельствуют многие факты. Однажды она так сильно воспламенила ревность своего партнера по сцене Хозе – им был Ян Кепура, – что от его яростного удара по голове на некоторое время потеряла сознание, но затем, как ни в чем не бывало, продолжила спектакль с синяком на лбу. В другой раз артистка сама, не на шутку разыгравшись, схватила вместо положенного ей бутафорского стальной нож и порезала несчастного Хозе – им оказался известнейший французский тенор Рауль Жобен.

Суортаут, имевшая консерваторское образование, была не только артистична, но и весьма музыкальна. В 1947 году певица удостоилась чести быть приглашенной самим Артуро Тосканини для исполнения сложной сольной партии контральто в исторической радиотрансляции драматической симфонии Берлиоза «Ромео и Джульетта». Выступала Суортаут и как концертная певица, успешно гастролируя на родине и в странах Старого света. Серьезная болезнь сердца заставила ее довольно рано в 1954 году отказаться от продолжения музыкально-сценической карьеры. Последние годы артистка провела во Флоренции, где и скончалась в 1969 году в возрасте 64 лет (по другим сведениям – 69-ти).

Большая часть сравнительно немногочисленных записей Суортаут сделана на RCA Victor, с которой певицу связывал масштабный контракт. Предлагаю послушать в исполнении Глэдис Суортаут «Хабанеру» из оперы «Кармен». Запись 1936 года. Дирижер Александер Смальтенс.

 

Все права защищены. Копирование запрещено.