Георг Фридрих Гендель прославился как создатель множества ораторий. С какого произведения начинался этот славный путь? Это было сочинение под заглавием «Триумф Времени и Правды», первоначально именовавшаяся «Триумф Времени и Разочарования».

На протяжении своей творческой жизни Гендель в равной степени уделял внимание и ораториальному, и оперному жанрам, но начинал он все-таки как оперный композитор – и начало это было многообещающим. В 1705 г., когда Генделю было всего двадцать лет, в Гамбурге с большим успехом были поставлены две его оперы – «Альмира» и «Нерон», но в скором времени молодой композитор был вынужден покинуть Гамбург: оперный театр был закрыт по финансовым причинам. Гендель отправился в Италию, посетил Флоренцию, Неаполь, Венецию, побывал он и в Риме. Путешествие по Италии принесло ему немало музыкальных впечатлений – прежде всего, связанных с оперным жанром. В Риме он вызвал всеобщее восхищение, игрой на органе в церкви Св. Иоанна, на композитора обратили внимание и светские аристократы, и иерархи католической церкви. Логическим следствием этого успеха должен был стать заказ на создание нового произведения – но какого? Опера в Риме тогда была не в чести: римская жизнь – в том числе музыкальная – во многом определялась позицией Папы Римского и кардиналов, которые театр вообще и оперу в частности не жаловали, видя в ней угрозу благочестию. Найти компромисс между любовью к искусству и требованиями церкви помогал жанр оратории, по музыкальному складу в то время мало отличавшийся от оперы, но воплощающий вполне благочестивые сюжеты.

И вот в Риме Гендель создает свою первую ораторию. Инициатором ее создания выступил кардинал Бенедетто Памфили. Этот деятель церкви был известен в Риме как покровитель искусств, композитор и поэт – автор либретто к ораториям Алессандро Скарлатти, Карло Франческо Чезарини, Алессандро Мелани и других композиторов. Либретто для «Триумфа Времени и Разочарования», тоже написал он. Сюжет отчасти перекликается с ораторией, повествующей о покаянии Марии Магдалины (это либретто Памфили написал для Скарлатти в 1693 г.), но в оратории Генделя действуют не конкретные библейские герои, а четыре аллегорических персонажа. Наиболее «живым» действующим лицом выглядит Красота, чей образ воплощает сопрано – именно ей предстоит сделать нелегкий нравственный выбор. Она смотрится в зеркало, прельщаемая лживыми уверениями Наслаждения, представляемого меццо-сопрано – оно сулит Красоте грядущие многочисленные удовольствия, обещая, что так будет всегда. Но появляется другой персонаж, суровость которого подчеркнута единственным в этом произведении мужским голосом (тенором) – Время: оно неумолимо, ему подчиняется все, и в конце концов Красоте придется убедиться во всевластии времени и в собственной недолговечности. Под влиянием суровых речей Времени к красоте приходит Прозрение – соответственно эстетике эпохи барокко, это понятие тоже воплощено в образе аллегорического персонажа, партию которого композитор поручил контральто. Осознав всю тщетность мирских соблазнов, предлагаемых Наслаждением, Красота избирает для себя нелегкий путь благочестия и покаяния.

После оркестрового вступления, написанного в итальянском стиле, перед публикой предстает Красота, любующаяся собой – ее беззаботное настроение подчеркнуто «танцующим» трехдольным метром. Подобная оживленность, подчеркнутая пунктирными ритмами, царит в обращенной к ней музыкальной речи Наслаждения. Совершенно иными средствами охарактеризованы Время и Прозрение. Примечательно нисходяще хроматическое движение в басу – в эстетике барочной музыки оно символизирует грех. Время устрашает Красоту грядущим исчезновением в смерти – краткие мотивы, динамические контрасты кажутся устрашающими. От этого ужаса Красота пытается укрыться в дуэте с Наслаждением, который возвращает к прежнему легкомысленному настроению. Стремясь упрочить свою власть над героиней, Наслаждение демонстрирует ей пленительные образы, воплощенные в инструментальном эпизоде с участием органа (вероятно, написанном Генделем в расчете на собственное исполнение). Последним проявлением уверенность со стороны Красоты становится ее ария, сопровождаемая выразительной виолончельной партией, в дальнейшем ее музыкальная речь становится все более тревожной. Завершается первая часть квартетом. Во второй части томная ария Наслаждения в характере колыбельной не может отвлечь Красоту от суровых увещеваний Времени – в арии Красоты хроматизмы и скорбное соло гобоя подчеркивают смятение героини. Таким же эмоциональным напряжением отмечен квартет, в котором выдержанные звуки в партии Красоты на слове «Время» кажутся попыткой удержать неумолимый ход времени. В спокойной, гимнической арии Красота окончательно прощается с Наслаждением.

Премьера оратории состоялась во дворце Памфили в 1707 г. Впоследствии произведение дважды перерабатывалось. В 1737 г. Гендель расширил двухчастную ораторию до трехчастной и изменил заглавие – «Триумф Времени и Правды». Третья версия – англоязычная – появилась в 1757 г.

В России оратория была впервые исполнена в 2017 г. в Музыкальном театре им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко под названием «Триумф Времени и Бесчувствия».

 

Все права защищены. Копирование запрещено.