Твейт Гейр. «Симфония Бога Солнца»
Музыкальные произведения, подобно людям, живут своей жизнью, и судьбы их зачастую оказываются весьма запутанными. Мы расскажем о «Симфонии Бога Солнца» Гейра Твейта – сочинении, музыка которого изначально предназначалось для балетного воплощения. Оно было потеряно и поистине восстало из пепла чтобы вернуться на сцену.
Еще в годы учения в Лейпциге норвежский композитор Гейр Твейт задумывался о создании балета на сюжет, позаимствованный из «Старшей Эдды» – древнескандинавского эпоса. Замысел был осуществлен в 1935 г. Композитор избрал один из самых печальных сюжетов скандинавской мифологии – историю Бальдра. Это юный и прекрасный солнечный бог, все части его тела, даже ресницы, белы – в скандинавской традиции белый цвет ассоциируется с совершенством. Но мир не может принять такую совершенную красоту: Бальдру снятся сны, предвещающие беду. Все сущее принесло клятву не причинять вреда солнечному богу, и только маленький побег омелы был забыт. Боги мечут в Бальдра копья и стрелы, забавляясь его неуязвимостью, и тогда злокозненный Локи дает слепому богу Хёду стрелу из побега омелы – и от этой стрелы солнечный бог погибает. И только когда завершится Рагнарёк – битва, в которой погибнут и боги, и Земля – он вернется из царства мертвых в обновленный мир. Эти трагические события разыгрываются в третьем – заключительном акте балета, сюжет первых двух действий представляет своеобразные «свободные вариации» на главную тему северных преданий – борьбы богов и находящихся под их защитой людей против йотунов – древних великанов, олицетворяющих хаос и враждебные людям и богам природные силы. В первом действии йотуны нападают на таинственных белых существ, зарождающихся из снега и танцующих посреди зимнего пейзажа, одна из жертв, не желая прятаться, оказывает сопротивление и погибает от их рук. Тело сжигают, и из погребального костра возникает солнце – так рождается Бальдр. Во втором акте наступает весна, духи природы прогоняют холод из фьордов, расцветают цветы, поют птицы, Браги – бог поэзии – возвещает о наступлении лета, но ослепленные люди, врываясь в круг танцующих богов, разрушают всё своей грубой силой. В финале – после гибели Бальдра – вновь наступает зима, и это дает надежду: замыкается круговой цикл года, а значит – придет новая весна.
В музыке балета – практически во всех его темах – присутствуют лады народной музыки: дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский. Используя их, Твейт стремился создать музыку, которая – по его мнению – напоминала бы древнюю норвежскую. С этой целью он использовал не только лады народной музыки, но и архаичные кварто-квинтовые созвучия, которые присутствуют и в мелодических интонациях, и в гармонической вертикали.
Каждый из ладов наделяется своим особым образно-драматургическим значением. С празднествами в честь Бальдра связываются лидийский и миксолидийский лады. Дорийский лад передает печальное настроение (таков, например, танец Бальдра во втором акте). В напряженных, драматических сценах – таких, как состязание с йотунами в первом действии или зловещие видения Бальдра в третьем – возникает фригийский лад. Все эти лады связаны с образами богов и людей, а враждебные им силы наделены иной музыкальной характеристикой, основанной на гамме с увеличенными секундами. В процессе музыкального развития многие мелодии изменяют свою ладовую природу, благодаря чему меняется их смысловой оттенок – например, во вступлении у солирующей флейты возникает сумрачная мелодия во фригийском ладу, при новом проведении – после музыкального материала, характеризующего йотунов – она просветленно и торжественно звучит
Судьба «Снов Бальдра» оказалась не особенно счастливой. При первом концертном исполнении балетной музыки в Лейпциге, осуществленной в феврале 1936 г., она имела успех, как и при последующих исполнениях в Тюбингене, Бергене, Берлине, Осло. Сценическую постановку предполагалось осуществить в лондонском театре Ковент-Гарден, но она так и не состоялась ни тогда, ни в последующие годы. Это побудило Твейта много лет спустя – в 1958 г. – создать симфонию на основе трех фрагментов балета. Первая часть симфонии представляет гибель и наступление тьмы. Вторая часть – похороны: характерный ритм погребального шествия звучит особенно рельефно благодаря специальным барабанам, имеющим пентатоническую настройку. Третья часть представляет забавы богов, мечущих копья и стрелы в неуязвимого Бальдра. В «Симфонии Бога Солнца» сочетаются черты импрессионизма, который композитор досконально изучил, находясь во Франции, и архаичные интонации.
Партитура симфонии почти полностью погибла в огне во время пожара в доме композитора в 1970 г., но в 1999 г. она была реконструирована на основе записи исполнения симфонии, а также клавира балета.
Копирование запрещено.
Пока нет комментариев