Начать разговор об одной из известнейших опер Фроманталя Галеви не так-то просто… Как она называется? Ее ставили и продолжают ставить под разными заглавиями – слишком уж острая тема затронута в ней, и даже стилистические оттенки названия способны оскорбить чьи-то чувства. Творение Галеви именовали «Жидовкой», «Иудейкой», «Дочерью кардинала», но в настоящее время предпочтение отдается наиболее нейтральному варианту – «Еврейка».

Итак, как явствует из названия, главная героиня оперы – представительница еврейского народа. Корни образа следует искать в романе Вальтера Скотта «Айвенго», в котором одним из самых обаятельных действующих лиц надо признать еврейскую девушку Ревекку (настолько, что автор в предисловии даже оправдывался перед читателем за то, что не ее, а «менее привлекательную» Ровену сделал счастливой избранницей главного героя). Однако драматург Эжен Скриб, создавая либретто, лишь центральную героиню сделал похожей на Ревекку – сюжет оперы не имеет ничего общего с «Айвенго», и тема сложных отношений иудеев и христиан в средневековой Европе, лишь слегка намеченная в романе Скотта, в опере Галеви встает в полный рост.

Еврей Элеазар и его дочь Рахиль приговорены к казни за работу в день христианского праздника, но в последний момент Элеазар взывает о помощи к кардиналу де Броньи, выходящему из собора на площадь. Тому лицо еврея кажется смутно знакомым, и несчастный напоминает, как де Броньи изгнал его из Рима – тогда еще он был не кардиналом, а сановником, и у него была семья. Воспоминания об утраченном счастье, о погибших близких причиняет боль кардиналу, но смягчает его сердце – он приказывает помиловать и отпустить Элеазара с дочерью и призывает прекратить преследование евреев.

Рахиль встречается с художником-евреем Самуилом. Они клянутся друг другу в вечной любви, и девушка приглашает юношу на празднование Пасхи. Она не знает, что ее возлюбленный в действительности – принц Леопольд.

В день еврейской Пасхи Элеазар, Рахиль и их гости возносят молитву, среди гостей – Леопольд. Он тайком бросает на пол кусок мацы, которую ему подают по обычаю, и это очень смущает Рахиль, заметившую его поступок. Праздничную трапезу прерывает стук в дверь. Все, кроме хозяина, прячутся. В дом Элеазара входит принцесса Евдоксия – супруга Леопольда, она желает купить ему в подарок золотую цепь, некогда принадлежавшую императору Константину. Еврей демонстрирует ей цепь, принцесса восхищается ее красотой и просит доставить во дворец на следующий день. Элеазар радуется выгодной сделке, Леопольд же, наблюдающий за этой сценой из укрытия, терзается угрызениями совести по отношению к нелюбимой жене.

В ожидании ночного свидания Рахиль терзается мрачными предчувствиями – возлюбленный обещал объяснить ей свое поведение во время трапезы. Наконец, появляется Леопольд и сообщает девушке, что он христианин. Его не страшит закон, грозящий смертью за связь с еврейкой – и он надеется, что девушка проявит такую же смелость и согласится бежать с ним. Рахиль колеблется из жалости к отцу, но в конце концов отвечает согласием. Элеазар, заставший влюбленных и узнавший обо всем, готов убить христианина, посягнувшего на его дочь, но слезные мольбы девушки смягчают его сердце: отец готов благословить их брак, но только при условии, что Леопольд примет иудейскую веру. Но на такое святотатство он пойти не может, да и жениться на Рахили не может: он принц, и у него есть супруга. Элеазар проклинает его, Рахиль жаждет отомстить и Леопольду, и сопернице. С этой целью она нанимается в услужение к Евдоксии.

Во дворце празднуют победу над гуситами. Перед императором, Леопольдом, Евдоксией и сановниками разыгрывается представление – балет и пантомима. Элеазар приносит золотую цепь. Внезапно из толпы слуг выступает Рахиль и заявляет, что Леопольд не достоин такого подарка, ведь он имел связь с нею – еврейкой. Теперь на смерть обречены все трое – и Рахиль, и Элеазар, и Леопольд.

Евдоксия приходит в темницу к Рахили и просит ее отказаться от обвинения в адрес Леопольда. Потрясенная великодушием обманутой женщины, она не хочет быть хуже христианки, и соглашается спасти любимого. Девушку уводят на суд. Появляется кардинал де Броньи и уговаривает Элеазара отказаться от иудейской веры, чтобы спасти себя, а главное – дочь. Еврей гордо отказывается и наносит кардиналу самый болезненный удар: дочь Броньи не погибла много лет назад – она была спасена евреем, но его имя – тайна, которую он унесет с собой на костер. И вот обоих ведут на казнь. Рахиль восходит на костер, публично признавшись в клевете на Леопольда. Последний раз де Броньи задает Элеазару вопрос: «Где дочь моя?», и тот торжествующе указывает на костер, на котором сгорает Рахиль: «Вот она!»

«Еврейка» обладает всеми чертами французской большой оперы – исторический сюжет, пять актов, балет в третьем действии, мощные массовые сцены, трагический финал. Можно сказать, что она была лучшим образцом жанра, пока ее славу не затмила популярность «Гугенотов» Джакомо Мейербера. Первая постановка, состоявшаяся в Париже в 1835 г., отличалась удивительной пышностью, но внимание привлекали не только роскошные декорации и костюмы, но и прекрасная музыка. Фрагменты из «Еврейки» распространялись в фортепианных переложениях, их играли военные оркестры. Особую популярность приобрела каватина Броньи из первого акта и ария Элеазара из четвертого акта.

В России «Еврейку» впервые исполнила немецкая труппа в 1837 г., а в 1859 г. она была поставлена в Мариинском театре. Ныне опера входит в репертуар Пермского театра оперы и балета.

Все права защищены. Копирование запрещено.