(1870–1958)
«Воплощение французского романтизма», – так охарактеризовал Флорана Шмитта музыковед Норбер Дюфурк. По мнению исследователя, творчество этого композитора стало блестящим опровержением устоявшегося мнения, что энергия и сила не свойственны французской музыке.
Флоран Шмитт родился в департаменте Мёрт и Мозель в музыкальной семье. Первым его наставником стал отец-органист, кроме того, Флоран брал уроки у местного композитора Густава Сандре. Это позволило ему хорошо подготовиться к поступлению в Парижскую консерваторию. В этом учебном заведении он обучался композиции у Жюля Массне и Габриеля Форе. Подобно многим молодым французским композиторам, Шмитт стремился получить Римскую премию, после четырех неудачных попыток он удостоился этой награды за кантату «Семирамида» в 1900 г. и отправился в Рим, где ему предстояло провести четыре года, но этот срок он использовал не в полной мере. Впрочем, даже во время пребывания в Риме он часто нарушал предписания, отлучаясь в другие итальянские города, а также в Австрию, Испанию, Турцию, Грецию – это позволило ему познакомиться и с древними памятниками, и с современным искусством. Среди произведений, представленных Шмиттом в качестве обладателя Римской премии, особенно выделяется «Псалом № 47», созданный в 1904 г. Яркая картина народного праздника, во время которого народ восславляет Бога, построена на простых ритмах и гармониях – это было весьма смело в те времена, когда во Франции набирал популярность импрессионизм с его усложненными гармониями.
Немногим позже Рихарда Штрауса – в 1907 г. – Шмитт обратился к образу Саломеи, создав музыку для балета-пантомимы «Трагедия Саломеи». И в сценическом действе, и в музыке подчеркивается одновременно и «варварская» красочность Востока, и предельная мрачность происходящего, доведенная в некоторых сценах до предела – например, героиня исполняет перед Иродом три зловещих танца («Танец крови», «Танец смерти», «Танец ужаса»), и, получив голову Иоканаана, Саломея выбрасывается в море, а голова угрожающе взирает на нее с небес. Извилистые, томные мотивы, пронизывающие музыкальную ткань, не только создают ориентальный колорит, но и погружают в мрачную атмосферу. Премьера «Трагедии Саломеи» состоялась в 1907 г. в парижском «Театре дез Ар», в 1911 г. ее поставил «Театр Шатле», в 1913 г. – труппа Сергея Павловича Дягилева, в 1919 г. в роли Саломеи выступала Ида Рубинштейн. Сценическая жизнь балета оказалась недолгой, но музыка Шмитта позднее исполнялась как оркестровая сюита.
«Трагедия Саломеи» – не единственное проявление интереса к Востоку и древности. Ориентализм нашел выражение в ряде оркестровых сочинений – шести симфонических эпизодах по драме Уильяма Шекспира «Антоний и Клеопатра», семи симфонических эпизодах по роману Гюстава Флобера «Саламбо», «Танце Абисаг».
В 1922–1924 гг. Флоран Шмитт возглавлял Лионскую консерваторию, однако на педагогическом поприще он не проявил себя с особой яркостью – говорить о школе Флорана Шмитта нельзя, учеников у него было немного. Один из них – Пьер Октав Ферру – написал о своем наставнике книгу, в которой отметил главную черту творческого облика Шмитта: его сочинения всегда отличались классической ясностью и логичностью формы, даже если они казались очень дерзкими. Премьеры произведений Флорана Шмитта всегда становились яркими событиями в музыкальной жизни Франции, привлекая внимание публики.
Одним из самых значительных сочинений Шмитта стала Концертная симфония, созданная в 1932 г. Это произведение композитор написал для Бостонского симфонического оркестра по заказу Сергея Кусевицкого. Оно примечательно сочетанием признаков двух жанров – симфонии и инструментального концерта. Как в концерте, в нем участвует солирующее фортепиано, но – в отличие от концерта в классическом понимании – его партия не противопоставляется оркестру, а органично вплетается в оркестровую ткань.
Всегда испытывая пристрастие к классическим формам и жанрам, композитор особенно часто обращался к ним в поздний период творчества. В 1936 г. была написана Соната для флейты, кларнета и клавесина, в 1944 г. – струнное трио, в 1947 г. – струнный квартет. Приверженность канонам французского романтизма он сохранял всегда, а это было нелегко в эпоху, когда после смерти Клода Дебюсси во французском музыкальном мире развернулась борьба направлений. Известно его изречение: «Дебюсси остается, но дебюссизм, слава Богу, окончательно изжил себя». Критически относясь к новым явлениям искусства, Шмитт не был ретроградом – его интересовало творчество Игоря Федоровича Стравинского, Эрика Сати и композиторов «Шестерки».
Флоран Шмитт ушел из жизни в 1958 г. Последним его сочинением стала Вторая симфония, завершенная за несколько месяцев до смерти.
Копирование запрещено.
Пока нет комментариев