Когда речь заходит о венгерской музыке эпохи романтизма, обычно вспоминают о Ференце Листе. Но в музыкальной культуре Венгрии того времени была фигура не менее значимая – Ференц Эркель. И если Лист в разные годы жил и творил в Париже, Веймаре, Швейцарии, то жизнь Эркеля (а она охватывает почти все XIX столетие) была полностью связана с Венгрией. Будучи потомком переселенца из Голландии, Эркель был венгром до мозга костей, влюбленным в венгерскую народную музыку, интонации которой он воплотил в своих произведениях. «Вот уже тридцать с лишним лет ваши произведения достойно представляют и двигают вперед венгерскую музыку», – писал ему Ференц Лист. Эркель сделал то, чего не сделал Лист – создал венгерскую национальную оперу. Одним из самых известных его творений в этом жанре стала опера «Банк-бан», созданная в 1860 г.
Либретто оперы создал Беньямин Эгреши по одноименной драме Йожефа Катоны, в основу которой положены реальные события XIII века – Гертруда, супруга короля Андраша II Крестоносца, была убита заговорщиками, которых возмущало чрезмерное покровительство короля и королевы иностранцам. В произведении Катоны в политические события вплетается личная драма бана (королевского наместника).
Конфликт становится очевидным уже в начале оперы. Оркестровое вступление построено на мелодии медленного танца, отмеченной чертами венгерского стиля вербункош (впоследствии эта мелодия появится в партии Мелинды, жены Банка-бана). Этой печальной и нежной мелодии противопоставляется беззаботная музыка, живописующая роскошное празднество в замке, устроенное королевой Гертрудой. Под стать легкомысленной королеве ее брат Отто: пользуясь отсутствием Банка-бана, он намеревается соблазнить Мелинду. Беззаботности королевы и ее окружения противопоставляются мрачные размышления Петура – главы венгерских дворян, замысливших заговор против королевы. Энергичные мелодические обороты, возникающие в его речитативных фразах, становятся своеобразными лейтинтонациями, которые в дальнейшем будут сопровождать и образ этого героя, и упоминания о страданиях венгерского народа. Желая отвести от себя подозрения, Петур запевает застольную песню (эта песня была написана Эркелем еще до создания оперы на текст из драмы Михая Вёрёшмарти «Цилеи и Хуньяди», тем не менее, в оперу она вошла очень органично). Хор приветствует королеву, в последующей сцене выясняется, что она поддерживает устремления своего сластолюбивого брата.
Банк-бан (правитель Венгрии в отсутствие короля) величественно появляется на сцене под звук литавр и медных духовых. Петур предлагает ему присоединиться к заговору и насмешливо отвечает на его ариозо, исполненное гнева («Как смеешь ты восстаньем нам грозить») – но в дуэте голоса персонажей сливаются в героической мелодии (Банк-бан соглашается с Петуром, узнав о бесчинствах Отто). В балетной сцене звучит чужая для венгров музыка – итальянский танец и даже вальс, но заканчивается она все-таки чардашем. В печальном ансамбле с хором на первый план выдвигается партия Мелинды. Далее следует лирическая сцена: признания Отто; ария Мелинды, основанная на мелодии в фольклорном стиле. Последующей арии Банка-бана предшествует суровый речитатив, ария же состоит из двух разделов: в лирическом первом выражена его любовь к Мелинде, в бурном втором – жажда мести. Финал акта выдержан в венгерских интонациях.
В арии заглавного героя, звучащей в первой картине второго акта, венгерские интонации выражены особенно ярко, пунктирный ритм придает ей героический характер. В сцене с крепостным Тиборцем крестьянин жалуется на приближенных королевы, грабящих страну. Скорбная диалогическая сцена завершается волевым, героическим дуэтом. Появляется униженная, несчастная Мелинда – отчаявшись добиться ее благосклонности, Отто опоил ее зельем и взял силой. Исполненная горечи ария Мелинды интересно инструментована: ее лирическая сущность подчеркнута использованием необычного для оперы инструмента – виолы д’амур, кроме того, Эркель ввел в оркестр цимбалы – венгерский народный инструмент. Последующая ария заглавного героя напоминает народную песню, а трагический дуэт супругов строится на мелодии чардаша, излагаемой в медленном темпе. Вторая картина представляет собой диалогическую сцену Банка-бана и Гертруды (герой призывает королеву к ответу). Ария, в которой он говорит о бедствиях Венгрии, напоминает романс. Упорное повторение триольных фигур в партии королевы придает ей оттенок некоторой истеричности. В финале сцены происходит роковое событие: вырывая кинжал из рук угрожающей ему королевы, Банк-бан убивает ее.
События первой картины следующего действия разворачиваются у реки Тиссы, куда Тиборц по поручению Банка-бана увез его супругу и ребенка. В изложении двух флейт-пикколо, имитирующих пастушеские свирели, звучит подлинная венгерская фольклорная мелодия. Две песни обезумевшей Мелинды – «Жили две птички» и «Спи, сыночек мой» – спокойны, но исполнены печали. Несчастная бросается в реку вместе с ребенком, в оркестре звучит мелодия чардаша, приобретающая хаотический и зловещий облик.
Вторая картина предваряется медленным интермеццо в стиле вербункош. Ария короля Андраша, сопровождаемая хором, начинается мелодией в манере траурного марша, которая сменяется более светлой, напоминающей романс темой. В последующей речитативной сцене Банк-бан от гордости и смелости переходит к отчаянию. Переломным становится момент, когда в зал вносят мертвую Мелинду с сыном (скорбно звучит флейтовый наигрыш из предыдущей картины). Герой понимает, что потерял все. Завершается опера траурным звучанием хора.
Премьера оперы, состоявшаяся в марте 1861 г., имела грандиозный успех и сопровождалась политическими демонстрациями.
Все права защищены. Копирование запрещено
Пока нет комментариев