Заметным событием в культурной жизни Москвы стали гастроли Эстонской национальной оперы, прошедшие 14-16 октября на сцене театра «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана (одновременно в Таллине проходили и гастроли бертмановской труппы). Представители этой соседней прибалтийской страны не частые у нас гости. Если мне не изменяет память, то подобных полномасштабных гастролей эстонского театра в столице не было со времён СССР. Хотя самобытная культура Эстонии нам всегда была интересна и своей привлекательности никогда не теряла. Из Эстонии мы всегда приезжали и будем приезжать с особым видением жизни, словно побывали в сказке – такой, какая она предстаёт в историческом центре Таллина или в других местах небольшой, но уютной страны голубых озёр, каменных крепостей и замков.

Сцена из спектакля

Сцена из спектакля

Нынешний приезд эстонского театра состоялся во многом благодаря Дмитрию Бертману, давно поддерживающему культурные связи между двумя странами и неоднократно выпускавшему свои спектакли в эстонской столице. Бертмановский же «Фауст» в исполнении артистов национальной оперы и приехал в Москву. Помимо этого знаменитого оперного произведения Ш. Гуно в программе московских гастролей, где явно доминировала демоническая тема, был представлен и балет «Гоблин» (на эстонском – Kratt). Если первое название – из классического европейского репертуара, то второе имеет прямое отношение к национальной культуре Эстонии и известно благодаря первой постановке («Кратт», или «Домовой», хореограф Ида Урбель), состоявшейся ещё в 1943 году в тартусском театре «Ванеймуйне».

Гоблин балет. Дьявол - Анатолий Архангельский, Хозяин - Денис Климук

Дьявол — Анатолий Архангельский, Хозяин — Денис Климук

Что же побудило авторов к созданию новой версии «Кратта» (или, более близкого современному пониманию, «Гоблина») в наше время (премьера в Эстонской национальной опере в 2015 году, хореограф Марина Кеслер)? Думается, что здесь на стороне постановщиков оказалось немало преимуществ. Во-первых, музыка Эдуарда Тубина, которая содержит запоминающиеся танцевальные темы и яркие характерные краски. Во-вторых, весьма притягательный для хореографа с богатой фантазией сюжет о полумифическом существе, явившемся благодаря злой силе. И в-третьих, философский подтекст: актуальность истории о счастье, которое невозможно купить ни за какие деньги.

Таким образом, постановщики получили в свои руки самый что ни на есть благодатный материал, сюжет которого, для ясности коллизий, стоит пересказать… Некий Хозяин (Денис Климук) встречает Дьявола (Анатолий Архангельский), который мастерит ему ловкого и прыткого Гоблина (Энеко Амороз), приносящего деньги. У Хозяина есть красивая дочь (Марика Муисте), влюблённая в бедного, но доброго и симпатичного Батрака (Евгений Гриб). Хозяин, как это обычно и бывает в подобных историях, против встреч Батрака со своей дочерью. Для счастливых же молодых людей это не помеха, вместе со своими сверстниками они веселятся и наслаждаются жизнью. Именно Батрак раскрывает тайну внезапного обогащения Хозяина и выводит на чистую воду Гоблина. В отместку Гоблин поджигает хозяйское предприятие. Сам же Хозяин, проиграв все свои деньги в казино, оказывается в дьявольской западне и погибает.

Палитра хореографических средств Кеслер в этом балете широка и многоцветна: в ней и классический танец, и танец-модерн, и акробатические элементы, и стилизованные движения из эстонского национального танца. Используя данный набор, Кеслер стремилась уйти от штампов и найти собственный пластический язык. Иногда это удавалось, особенно в эмоциональных и заводных массовых танцах. Другая, не менее важная сторона её работы – довольно чёткая драматургическая линия, связавшая все эпизоды балета. В совокупности, первое и второе (по сути, хореография и режиссура) позволили Кеслер сделать серьёзную заявку на сюжетный танцевальный спектакль.

Гоблин - Энеко Амороз

Гоблин — Энеко Амороз

Большую работу над художественным оформлением спектакля провела команда разных специалистов: Мадис Нурмс (декорации), Андреа Хаммер (идея костюмов), Герли Тини (художник по костюмам), Кармен Телисаар (художник по свету), Арго Вальдмаа (художник видеоконтента), Янита Янсон (графика).  Каждый из них сыграл свою решающую роль в драматургии спектакля, воспринятого как современное действо с элементами шоу. Удивительно, но художникам удалось найти такой подход, который позволил им не заглушить выразительности танца, а выгодно и интересно преподнести его зрителям.

Звучание оркестра Эстонской оперы под руководством маэстро Велло Пяхна позволило восхититься мастерством и высокой культурой его музыкантов.

Спектакль «Гоблин» дал возможность понять, что современный эстонский балет продолжает сохранять лучшие традиции классической хореографии и осуществлять активные поиски в области современных пластических средств. Радует, что репертуарная политика театра направлена на сохранение особенностей национального искусства своей страны, благодаря чему Эстония может вести свободный и полезный культурный диалог с другими государствами.

 

Фото предоставлены пресс-службами театров «Геликон-опера» и Эстонская национальная опера