(р. 1970)

Американский композитор Эрик Уитакр появился на свет в городе Рино, расположенном в штате Невада. Обучаться музыке он начал в детстве, первый исполнительский опыт приобрел в школьном оркестре, но это не мешало мальчику увлекаться физикой и математикой. Ощущение связи этих наук с музыкой Эрик сохранил на всю жизнь.

В подростковом возрасте Эрик играл в техно-поп-группе. В мечтах он видел себя рок-звездой, но все сложилось иначе, причем самым неожиданным образом. Закончив школу, восемнадцатилетний Уитакр поступает в Университет Невады. В учебном заведении существовал хор, и Эрик сразу же к нему присоединился. По признанию композитора, сделал он это не столько из интереса к хоровому пению, сколько для того, чтобы получить возможность знакомиться с девушками-хористками, но первая же репетиция перевернула его жизнь. Во время исполнения Kyrie из моцартовского Реквиема он испытал сильнейшее душевное потрясение – как вспоминал впоследствии композитор, внутри него словно «щелкнул выключатель», и с этого дня он страстно полюбил хоровое искусство – настолько, что участие в исполнении скоро перестало его удовлетворять, хотелось самому создавать произведения для хора. В 1990 г. он написал свою первую хоровую композицию – «Иди, прекрасная роза» – которую подарил Дэвиду Уэллеру, дирижеру университетского хора.

После университета Эрик Уитакр продолжает образование в знаменитой нью-йоркской Джульярдской школе, где наставниками его в области композиции становятся Дэвид Даймонд и Джон Корильяно. В школе он приобретает репутацию «несносного ученика». Причина была не только в отсутствии классической музыкальной подготовки, но и в неуемном чувстве юмора. Например, однажды он представил композицию под названием «Годзилла поедает Лас-Вегас». Строгие наставники посоветовали ему «сосредоточиться на более серьезной музыке». Он не выигрывал призов и грантов, хотя произведения его уже исполнялись, жили своей жизнью. Особенно трудной для него учебной дисциплиной было сольфеджио, он даже испытывал страх перед этими занятиями, но преподавателя сольфеджио Мэри Кокс Эрик называет лучшей из учителей, которые когда-либо были у него.

Несмотря на все эти трудности – а может быть, благодаря им – прохождение через «горнило Джульярдской школы» позволило Эрику Уитакру приобрести ценный опыт, закалило его волю и решимость, помогло приобрести уверенность в себе как в художнике, научило следовать в композиторской деятельности своему «внутреннему компасу». О том, что к классической музыке он пришел довольно поздно, Эрик не жалеет – по мнению музыканта, это было бы губительно для исполнителя, но как композитору это ему даже в какой-то степени помогло: некоторая «наивность» и недостаток академических музыкальных знаний приводили к тому, что поначалу казалось ошибками, но затем стало индивидуальными чертами творческого облика.

Получив степень магистра, он уехал в Лос-Анджелес, где имело большой успех его произведение для духового оркестра «Ghost Train», впоследствии оно было записано в общей сложности сорок раз.

Эрика Уитакра в равной степени привлекает хоровая музыка и оркестровая, для каждой из этих областей у композитора существует свой метод работы. В вокальной музыке исходной точкой работы всегда становится текст, причем круг произведений, привлекающих внимание Уитакра, весьма обширен – от поэтов XIII столетия до Федерико Гарсия Лорки. Композитор не навязывает музыку поэтическому тексту, а стремится отыскать ту музыку, которая скрыта в нем. Источником вдохновения при создании инструментальных пьес становятся закономерности природы – от чисел Фибоначчи до структуры крыльев насекомых. Эрик Уитакр не боится включать в свои произведения внемузыкальные звуки – например, в хоровой композиции «CloudBurst» щелканье пальцами имитирует звук дождя.

Термин «классическая музыка» Уитакр относит к себе с известными оговорками – по его мнению, это обманывает слушателей, которые «ждут Баха», и приводит к разочарованиям, ведь его творчество стирает границы музыкальных направлений. Таково, например, музыкально-театральное произведение «Потерянный рай: тени и крылья», впервые исполненное в Берлине в 2003 г. В нем сочетаются черты оперы, киномузыки, а также таких направлений, как техно и эмбиент… Но это еще не самый грандиозный проект Уитакра. Когда-то русский композитор Александр Скрябин задумывал произведение, исполнять которое должно все человечество. Эрик Уитакр если и не осуществил идею, то определенно сделал шаг в ее направлении.

В 2009 г. композитор получил по электронной почте видеозапись, на которой некая девушка исполняла сопрановую партию из его хорового произведения «Sleep». У Эрика возникла идея – собрать множество людей из разных стран, чтобы каждый из них записал определенную партию, и создать огромный виртуальный хор. На призыв композитора откликнулось более трех с половиной тысяч человек из Германии, Сингапура, Аргентины, США, Новой Зеландии, Ирландии и других государств. Каждый из них записал свою партию, следуя инструкциям Уитакра, и эти записи были сведены в грандиозный хор, исполняющий его произведение «Water Night». За этот проект композитор удостоился премии «Грэмми».

 

Музыкальные Сезоны

 

Все права защищены. Копирование запрещено