(1887–1959)
«Как только я чувствую, что попал под чье-то влияние, я встряхиваюсь и освобождаюсь от него», – эти слова бразильского композитора Эйтора Вилла-Лобоса наиболее точно характеризуют его творческое кредо. Разумеется, нельзя сказать, что он был абсолютно свободен от каких бы то ни было влияний (ведь у каждого творца есть предшественники, на которых он ориентируется), но его музыка всегда оставалась глубоко самобытной, и истоки этой самобытности лежат в области латиноамериканского фольклора, объединившего в себе три начала – европейское, индейское и африканское.
Уроженец Рио-де-Жанейро, Вилла-Лобос в детстве не получил систематического музыкального образования. Его первым учителем музыки был отец – виолончелист-любитель, для Эйтора этот инструмент тоже стал любимым, кроме того, он самостоятельно осваивал гитару и фортепиано, свои первые песни и танцевальные пьесы он сочинил в двенадцатилетнем возрасте. Его юношеский музыкальный опыт связан с шоро – жанром бразильской популярной городской музыки. Исполнителей этого жанра – музыкантов, объединявшихся в небольшие ансамбли и выступавших на свадьбах, крестинах и иных праздниках – называли шоранами. Эйтор стал шораном и настолько полюбил эту исполнительскую традицию, что вернулся к игре в уличных ансамблях после короткого обучения в Национальном музыкальном институте. Горячий интерес к фольклору родной страны всегда был отличительной чертой Вилла-Лобоса, в 1905–1912 гг. он путешествовал по Бразилии, записывая народные мелодии в самых отдаленных уголках страны.
Началом композиторской карьеры Вилла-Лобоса можно считать первую публикацию его сочинений в 1913 г. В 1915–1921 г. на родине прозвучали некоторые его творения – в них еще заметны колебания между двумя музыкальными традициями (бразильской и европейской). Это было связано с обучением у Франсиско Браги и Энрике Освальда, имевших европейское образование (первый из них обучался у Жюля Массне, второй – в Италии). Подобно многим композиторам начала ХХ столетия, Вилла-Лобос не избежал влияния Клода Дебюсси, однако национальный элемент уже в те годы присутствовал в его музыке – не случайно в 1915 г. публика, привыкшая к итальянской и французской музыке, освистала первое публичное исполнение его сочинения.
С 1923 г. по 1930 г. композитор жил во французской столице. Одно из лучших его сочинений тех лет – «Мир ребенка», над которым композитор начал работать еще в 1918 г., а завершил в 1926 г. Фортепианным пьесам этого цикла свойственна яркая изобразительность, а их интонационный строй опирается на бразильские истоки. В других сочинениях тех лет – особенно в камерных ансамблях – присутствуют резкие диссонансы и политональные наложения. Национальная специфика отразилась в фортепианной фантазии на популярные темы бразильских карнавалов «Момопрекосе» и Нонете (опирающемся на бразильские ритмы), а также в «Шорос» – цикле из четырнадцати произведений для разнообразных составов (от гитары до симфонического оркестра).
В Бразилию Эйтор Вилла-Лобос возвратился признанным композитором. Пребывание в Европе не лишило его национального мироощущения, воплощавшегося в его музыке: «Мою музыку находят слишком бразильской, – говорил он. – Это и есть мое мироощущение, у меня не могло быть иного». При этом цитирование фольклорных мелодий никогда не было самоцелью для композитора, большинство мелодий в его произведениях сочинено им самим, но их национальная природа очевидна.
Масштабы творческого наследия композитора поражают воображение, он создал свыше тысячи сочинений: среди которых и оперы, и симфонии, и балеты, и камерные произведения. Но вклад Вилла-Лобоса в развитие культуры родной страны не ограничивается композиторским творчеством. Начиная с 1930 г. в стране появилось множество музыкальных школ. Основой обучения в них стало пение в хоре, ведь композитор видел в пении «высшее проявление музыки», его мечтой было «научить петь всю Бразилию». В 1942 г. была создана Национальная академия хорового пения – это учебное заведение композитор возглавлял со дня его открытия до самой своей смерти. В праздничные дни он организовывал грандиозные концерты, на которых патриотические произведения звучали в исполнении хоров и оркестров, численность которых достигала тысячи человек.
Столь интенсивная общественная и педагогическая деятельность не мешала творчеству: в 1930-1940-х гг. были написаны «Бразильские бахианы», фортепианный «Бразильский цикл», ряд симфоний. В послевоенные годы Вилла-Лобос много выступал как дирижер, гастролируя не только в Америке и Европе. Своим высшим достижением композитор считал последние квартеты, созданные в те годы.
Эйтор Вилла-Лобос ушел из жизни в 1959 г. Именем композитора назван самый большой зал Национального театра в Бразилиа, а также кратер на Меркурии.
Копирование запрещено.
Пока нет комментариев