«Бич Божий», «яростный вепрь» – такими прозвищами, в которых ужас смешивается с восхищением, награждали современники Аттилу, вождя гуннов. Одно только имя этого завоевателя наводило страх, а держава, созданная его военной силой, простиралась от Рейна до Волги. Обстоятельства его смерти окутаны тайной – разгромив державу бургундов, он скончался на брачном ложе с бургундской девушкой Ильдико. Возможно, это произошло в силу естественных причин (ведь Аттила был уже не молод), но легенда связала смерть жестокого вождя с местью Ильдико – и в этом видится жестокая насмешка судьбы: великий воитель, которого ни один мужчина не мог одолеть на поле брани, принял смерть от рук женщины.
Личность Аттилы подверглась художественному осмыслению еще в Средневековье – он превратился в одного из героев эпоса о Нибуленгах под именем Атли (Этцеля). Данте Алигьери вывел его в «Божественной комедии» в одном из кругов Ада. И, конечно, мимо такой яркой личности не могли пройти писатели эпохи романтизма. Немецкий поэт Захариас Вернер создал в 1808 г. трагедию «Аттила, царь гуннов» – и в 1844 г. она привлекла внимание Джузеппе Верди. Композитор не сразу познакомился с нею непосредственно – сначала он прочитал об этой пьесе в книге мадам де Сталь «О Германии». Прочитав трагедию, Верди думал о ней как о возможном сюжете для оперы, однако замысел этот был осуществлен не сразу: были созданы «Двое Фоскари», «Альзира», «Жанна д’Арк», и только в 1845 г. Верди заключил с венецианским театром Ла Фениче контракт на «Аттилу».
В опере Верди – как и в трагедии Вернера – исторические факты причудливо переплетаются с художественным вымыслом. Практически все герои – кроме Форесто (возлюбленного героини) и Ульдино (раба Аттилы) – имеют исторические прототипы. В образе Идельгонды, получившей в опере имя Одабелла, угадывается фигура Ильдико, но здесь она не бургундка, а итальянка – дочь наместника Аквилеи. Этот итальянский город Аттила действительно разорил в 452 г. и угрожал Риму, но папе Льву I удалось удержать завоевателя от атаки на Рим, выплатив огромную сумму (Лев I – епископ Леоне – тоже присутствует в опере, но его переговоры с Аттилой выглядят более величественно). И, наконец, третья историческая личность, выведенная в опере – это Флавий Аэций (Эцио), полководец, известный как «последний римлянин», не без успеха воевавший против Аттилы.
Действие оперы начинается в разрушенной Аквилее, где варвары во главе с Аттилой празднуют победу. Однако жители Аквилеи побеждены, но не сломлены – и завоеватель убеждается в этом, когда перед ним предстает прекрасная пленница Одабелла. Гневная речь красавицы настолько восхищает полководца, что он преподносит ей собственный меч. Одабелла видит в этом знак судьбы – ей предстоит свершить месть. Римский военачальник Эцио во время переговоров предлагает Аттиле сделку: пусть гунн возьмет себе весь мир – но пусть откажется от Италии, но вождь отвергает его предложение, предвкушая взятие Рима. Тем временем спасшиеся жители Аквилеи находят приют в поселении отшельников на берегу лагуны. Среди них – Форесто, возлюбленный Одабеллы. Он считает, что его невесты нет в живых, и теперь ему остается только надеяться, что его народ возродится из пепла под сенью священного алтаря.
Одабелла тоже полагает, что Форесто погиб. Она пытается разглядеть его образ в облаках, когда возлюбленный, проникший в лагерь Аттилы, появляется перед нею, обвиняя девушку в измене. Одабелла напоминает ему о поступке Юдифи, соблазнившей царя Олоферна и убившей его на ложе ради спасения своего народа – Одабелла намерена так же поступить с Аттилой. Между тем, вождь гуннов уже не так уверен в успехе похода на Рим: в кошмарном сновидении ему является величественный старец, преграждающий путь к городу. Внезапно старец действительно появляется в лагере, во главе процессии из женщин и детей, несущих пальмовые ветви – это епископ римский Леоне. К величайшему удивлению своих воинов, Аттила отступает перед ним – точнее, перед Богом, от лица которого говорит Леоне.
Эцио, приглашенный Аттилой на пир, сговаривается с Форесто: на пиру завоеватель будет отравлен, после чего римляне нападут на варваров. В последний момент Одабелла предупреждает вождя, что вино в поднесенной ему Форесто чаше отравлено – не потому, что успела полюбить врага, а потому, что никому не хочет уступать право мести. Аттила объявляет, что завтра же вступит в брак с нею. По просьбе невесты он дарует жизнь Форесто. Во время свадьбы Аттилы с Одабеллой римляне атакуют лагерь гуннов, а Одабелла убивает Аттилу.
«Аттила» – одна из тех опер Верди, в которых современники видели мотивы освободительной борьбы. Музыка исполнена страсти и героического пафоса, чем обусловлена сложность вокальных партий. Каждый из четырех героев наделен развернутой героической арией, кульминацией же становится финальный квартет, в котором сходятся эти сильные характеры.
Рождение оперы оказалось непростым. Работать над либретто начал Франческо Мария Пиаве, продолжил Темистокле Солера, но он не соглашался на изменения, которых требовал композитор, и Верди вновь передал либретто Пиаве. Несмотря на эти сложности, опера была завершена и в марте 1846 г. поставлена в Венеции с большим успехом.
Российская премьера состоялась три года спустя в Одессе. В Санкт-Петербурге опера «Аттила» была поставлена лишь в XXI столетии – в 2010 г. ее представил Мариинский театр.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев