Пирам и Фисба… историю об этих несчастных влюбленных, погибших в результате фатального стечения обстоятельств, впервые изложил древнеримский поэт Овидий, к ней обращались Тинторетто, Ганс Бальдунг Грин, Луис де Гонгора, Джузеппе Антонио де Брешианелло и другие художники, поэты и композиторы. Легенда и впрямь способна тронуть сердце. Она развивает поистине вечный сюжет – родительская воля препятствует счастью влюбленных, и они встречаются тайком вопреки запретам. Далее в действие вступает роковая случайность: Фисба, ожидая возлюбленного у ручья, испугалась льва с окровавленной мордой, только что растерзавшего быка. Девушка убегает, спасаясь от разъяренного зверя, и теряет покрывало. Лев рвет его, оставляя следы крови. Явившийся к месту свидания Пирам находит разорванное и окровавленное покрывало, и страшная мысль поражает юношу: зверь убил его возлюбленную! Без Фисбы жизнь Пирама теряет смысл, и он пронзает себя мечом. Так же поступает героиня, вернувшись к ручью и найдя там умирающего возлюбленного… Над такой историей «положено» рыдать – но очень часто воспоминание о ней вызывает улыбку. В этом «виноват» Уильям Шекспир, представивший ее в комедийном ключе в своей пьесе «Сон в летнюю ночь». В этой изящной комедии трагическую историю Пирама и Фисбы разыгрывают простые ремесленники, от которых трудно ожидать актерского мастерства, потому и получается у них вместо трагедии нечто весьма забавное. Но всегда ли бывает безупречным спектакль, поставленный профессиональными актерами?

Об этом задумался композитор Джон Фредерик Лэмп. К театру он имел самое непосредственное отношение. По происхождению он был немцем, по образованию – юристом, но это поприще не прельщало его. Молодого человека, в двадцатилетнем возрасте прибывшего в Великобританию, влекла композиторская карьера, тем более, что перед глазами был пример соотечественника, добившегося успеха в Англии – речь идет о Георге Фридрихе Генделе, возглавлявшем театр Ковент-Гарден, в котором Лэмп работал в качестве фаготиста. Композитор желал проявить себя в жанре оперы-seria, которая в то время была в моде в Англии, но ни одно произведение такого рода, созданное Лэмпом, успеха не имело. Композитор «находит себя» на ином поприще, создавая комические произведения в пародийном духе. Одним из таких сочинений, снискавших любовь современников Лэмпа, стала опера «Пирам и Фисба», впервые представленная лондонской публике в 1745 г. В сущности, создавалась она даже не как опера, а как музыка к «Комической маске о Пираме и Фисбе», написанной английским драматургом Ричардом Левериджем в 1716 г. по мотивам Шекспира.

«Пирам и Фисба, или Роковая любовь» – это не столько сценическое изложение легенды о несчастных влюбленных, сколько своеобразная «опера об опере». За основу взята ситуация, представленная в шекспировской комедии – персонажи разыгрывают спектакль. В опере Лэмпа это делают итальянские артисты, и это становится поводом для многочисленных пародийных выпадов в сторону жанра, в котором Лэмп так и не добился успеха – итальянской оперы-seria со всеми ее условностями. Например, в подобных произведениях очень часто выводились аллегорические фигуры пороков или добродетелей, они комментировали события по ходу действия, а в опере Лэмпа эту функцию берет на себя… Стена (роль этого «действующего лица» оказывается настолько значительной, что именно Стене композитор доверяет открыть оперу речитативом). И, конечно, пародия на итальянскую оперу не могла обойтись без иронии по поводу вокальной виртуозности, демонстрируемой по всякому поводу и без повода (иной раз совершенно не к месту): совершив самоубийство, Пирам исполняет весьма продолжительную бравурную арию («И вот я мертв, ах, ах! Душа уж в небесах!»), так же поступает и Фисба. Впрочем, смерть обоих героев не мешает завершить спектакль их дуэтом, воспевающим всепобеждающую силу любви. Другие персонажи – как и положено оперным героям – поют по ходу действия: в уста Льва вложена «ревущая» ария, а Луна исполняет лирическое соло. За всем происходящим с интересом наблюдают английские джентльмены, считающие себя знатоками и ценителями итальянской оперы, и импресарио господин Семибриф (именно он принимает решение о «воскрешении» влюбленных для эффектного финального дуэта). Эти действующие лица комментируют происходящее в разговорных диалогах.

Комическая пародийная опера «Пирам и Фисба» стала последним творением Джона Фредерика Лэмпа. Интерес к ней сохраняется много лет спустя. В 1995 г. английская звукозаписывающая компания «Hyperion Records», специализирующаяся на академической музыке, осуществила запись этого произведения под управлением дирижера Питера Хольмана, в исполнении приняли участие английские оперные певцы Марк Падмор и Сьюзан Бисатт. Российскую публику познакомил с этим произведением московский театр «Геликон-опера» в 2003 г.

 

Все права защищены. Копирование запрещено