Антонин Дворжак. Струнный секстет ля мажорВ 1878 г. Антонин Дворжак создал Струнный секстет ля мажор. По времени создания это произведение относится к славянскому периоду творчества Дворжака, когда особенно ярко проявились национальные чешские черты его музыкального языка, и Секстет являет собою одно из высших достижений композитора в этот период, он знаменует наступление творческой зрелости. К работе над Секстетом, занявшей всего две недели, Антонин Дворжак приступил сразу же после завершения другого сочинения, в котором очень ярко проявился чешский дух – «Славянских танцев».

Как и во многих иных произведениях Антонина Дворжака, яркий национальный облик тематизма сочетается с классической формой традиционного четырехчастного сонатного цикла с быстрыми крайними частями, медленной второй и жанровой третьей. По глубине содержания и масштабности Секстет предвосхищает Фортепианный квинтет № 2 ля мажор, с которым имеет общую основную тональность.

Исполнительский состав произведения по своей сути является расширенным струнным квартетом – к традиционному составу добавлены второй альт и вторая виолончель. Это позволило композитору создать очень насыщенную фактуру, добиться плотного и яркого звука.

Первая часть – Allegro moderato – представляет собой сонатное allegro c тремя темами. Тональный план отмечен типичными для Дворжака чертами: терцовое соотношение, одноименные тональности (побочная партия изложена в до-диез миноре, а заключительная – в до-диез мажоре).

Вторая и третья части отличаются наибольшей оригинальностью, будучи претворением жанров славянского фольклора. Вторая часть – Dumka. Poco allegretto – в этом отношении особенно примечательно: впервые в циклическом сочинении Дворжака появляется думка (первым образцом этого жанра в его творчестве стала фортепианная пьеса Думка Op. 35). Заглавие «Думка» соответствует элегическому характеру второй части. В песенной первой теме связь с фольклорными образцами подчеркивается ладовой переменностью (ре минор – фа мажор). В отличие от других думок Дворжака, здесь меланхолической песенной теме не противопоставляется энергичный танец, но присутствует контраст иного рода: в среднем разделе возникает сумрачная тема, напоминающая похоронный марш.

Проявляется фольклорное начало и в третьей части – Furiant. Presto, построенной на темах народного склада. Дворжак обозначил третью часть как фуриант, однако здесь нет типичного для этого чешского танца чередования двухдольности и трехдольности. Используя традиционную для скерцо трехчастную форму, композитор все ее разделы насыщает ритмоинтонациями, характерными для чешских народных танцев. Здесь явственно ощущается родство со «Славянскими танцами», завершение которых непосредственно предшествовало созданию Секстета, в особенности со Славянским танцем № 1 до мажор (во второй теме возникает почти точная цитата).

Четвертая часть – Finale. Tema con variazioni. Allegretto grazioso, quasi andantino – не имеет столь явных жанрово-танцевальных прообразов, однако черты чешских народных танцев присутствуют и в ней. Весьма необычна форма заключительной части: композитор не избрал ни одну из форм, в которых обычно пишутся финалы сонатных циклов (сонатную, рондо или рондо-сонату), а отдал предпочтение вариациям на оригинальную тему. Эта тема в форме периода отмечена чертами тональной неопределенности – ее гармонизация «колеблется» между си-бемоль минором, ля мажором и фа-диез минором. В шести последующих вариациях гармонический план темы в основном сохраняется, изменениям подвергается мелодия, а также ритмическая структура. Одновременно с мелодическим и ритмическим варьированием композитор использует полифонические приемы – голоса фактуры сплетаются в сложную контрапунктическую ткань.

Струнный секстет ля мажор занимает особое место в творчестве Антонина Дворжака как первое из камерно-инструментальных сочинений композитора, исполненное за пределами Чехии, причем произошло это еще до чешской премьеры. Этим Дворжак был обязан одному из лучших скрипачей той эпохи – Йозефу Иоахиму, которого увлек Секстет. Первое исполнение состоялось в ноябре 1879 г. в Берлине. Наряду с Иоахимом и музыкантами струнного квартета, возглавляемого им, в премьере приняли участие виолончелист Роберт Хаусман и альтист Генрих Якобсен. В течение нескольких месяцев после премьеры Секстет был исполнен в Лондоне, Дрездене, Кёльне, Праге, Висбадене и Нью-Йорке. В рецензии, помещенной в английской газете «The Daily Telegraph», отмечалась оригинальность тематизма и изящество. «Мы должны узнать больше о Дворжаке, и как можно скорее», – заключил британский критик. Много лет спустя соотечественник Антонина Дворжака – чешский дирижер Вацлав Талих – восхищался «совершенством и святостью» ля-мажорного Струнного секстета: «Сам Бог, должно быть, шел по чешским землям».

 

Все права защищены. Копирование запрещено