На Новой сцене Большого театра России и при его поддержке в четвертый раз состоялся Всероссийский конкурс молодых исполнителей «Русский балет», организованный Министерством культуры РФ и Фондом социально-культурных инициатив с участием Телеканала «Россия – Культура». Отмечая значение конкурса перед его началом, председатель жюри Юрий Григорович со страниц замечательного буклета пожелал всем участникам, пожалуй, главного – вдохновенного танца.

 

Андрей Петров, Светлана Медведева и Михаил Швыдкой на торжественной церемонии чествования лауреатов

Балетных конкурсов в мире и в стране много. Может быть, даже слишком. Хотя они разного уровня и авторитета. Но хорошо, когда каждое нарождающееся творческое состязание не становится клоном, а имеет оригинальную концепцию. Почему лишний раз не поощрить молодые дарования, учебные заведения, готовящие балетные кадры?  Именно эту цель ставит конкурс «Русский балет». Созданный по инициативе Президента Фонда социально-культурных инициатив Светланы Медведевой (супруга Председателя Правительства РФ возглавила и Организационный комитет), «Русский балет» есть смотр достижений российских хореографических школ. Достоинств у него много. Во-первых, подготовка к конкурсу стимулирует и мобилизует все творческие силы участников и их педагогов. Школы, представившие лауреатов, получают некое денежное подспорье. Помимо различных призов и материальных подарков, например, от фирмы GRISHKO, юные артисты имеют главный дар – возможность выступить на сцене Большого театра. Словом, в «Русском балете» есть победители, но нет побежденных, и это отнюдь не фигура речи.

Конкурсанты Майкл Баркиджиджа, Марко Юусела, Алексей и Данила Хамзины

Конкурсанты рано заявляют о себе в профессиональной среде. Они получают право стажировки в одном из ведущих театров России. Достаточно сказать, что в состав авторитетного жюри помимо народного артиста СССР Михаила Лавровского двух ректоров – народных артистов России Марины Леоновой (Московская государственная академия хореографии) и Николая Цискаридзе (Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой) вошли руководители балетных трупп. Большой театр представлял заслуженный артист России Махар Вазиев, Театр «Русский балет» (тезка конкурса) – народный артист СССР Вячеслав Гордеев, «Кремлевский балет» – народный артист России Андрей Петров, Московский музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко – Лоран Илер, Санкт-петербургский Государственный театр балета Бориса Эйфмана его основатель и художественный руководитель-президент народный артист России Эйфман. Рожденный в 2013 г., конкурс имеет двухгодичную периодичность и ныне прошел в четвертый раз. Мы увидели 28 участников из 12 балетных школ – Перми, Новосибирска, Воронежа, Казани, Уфы, Якутска, Улан-Удэ, Москвы и Санкт-Петербурга, Красноярска. Вовлечены в орбиту «Русского балета» молодые учебные заведения, например, Московское училище им. Л.М. Лавровского при театре танца «Гжель».

Безусловно, теоретически можно ожидать появление балетной «звездочки» в российской глубинке, но все же многолетние наблюдения свидетельствуют о том, что обойти Московскую и Петербургскую академии вряд ли посильно регионам. Между этими ведущими, старейшими учебными заведениями обычно и разгорается самое напряженное творческое соперничество. Есть у «Русского балета» еще одна особенность. Поскольку конкурс, прежде всего, ориентирован на смотр школ, то лишь финальный тур проходит в Москве. Предварительный отбор осуществляют сами учебные заведения, выводя на столичные подмостки наиболее успешных своих учеников. Жюри оценивает конкурсантов по десятибалльной системе с однодневного просмотра. В отличие от других конкурсов, «Русский балет» не имеет в программе современного репертуара. Основу его программы составляет классическое наследие, позволяющее судить об академизме исполнения. Как раз это и требуется от процесса профессионального обучения.

Золотой лауреат конкурса «Русский балет» — Майкл Баркиджиджа

Исполнительская форма – вот что сегодня в особой цене. Алексей Хамзин же слегка искажает линии – «косолапит» приземляясь после больших прыжков Раба («Корсар»). Выправлять графику танца придется новосибирцу Алексею Помыткину (pas de deux Жанны и Филиппа из балета «Пламя Парижа»), зато он может похвастать хорошим вращением и лихостью исполнения двух révoltade.

Технически слабовато выступили ученики школы им. Л. Лавровского Святослав Моисеев (вариация из «Пахиты») и Павел Смирнов (вариация Зигфрида из «Лебединого озера»). Сложнейшую в стилевом и техническом отношении вариацию из Grand pas classique Д. Обера-В. Гзовского выбрала ученица Воронежского хореографического училища Наталья Комарова. И как раз с каверзной диагональю relevé девушка успешно справилась, а вот tour piqué ей еще следует оттачивать. Исполняя вариацию Гамзатти из «Баядерки» Дарья Короткова (Новосибирск) «заблудилась» на pirouette.

Доделывать движение, комбинацию – тоже оказалось совсем не само собой разумеющейся задачей. Упрек можно адресовать ученицам Башкирского хореографического колледжа Мане Ивата  (вариации Феи сирени из «Спящей красавицы») и Елене Хамадалиной (вариация из «Венецианского карнавала»). Не досчитали кабриоли Щелкунчики-принцы Павел Смирнов (Московское хореографическое училище им. Л. Лавровского) и Григорий Ботенков (Красноярский). Отделка девушками-конкурсантками double rond de jambe «кончиком стопы» тоже впереди. Мелкую технику (да и вообще технику) необходимо нарабатывать, не выходя из репетиционного зала улан-удэнцу Сергею Угрюмову (вариация из «Тщетной предосторожности»).

Обладатель Гран при — Дмитрий Смилевски.

Проблемой, и тоже не новой, оказалась музыкальность. То, что молодым артистам порой не хватает опыта и физических сил довести танец до эффектного завершения, понять можно. Но вот неумение (или нежелание?) вслушаться в музыку и постараться слить с ней свое движение буквально обескуражило. Все время опаздывала при исполнении вариации Раймонды Анастасия Буртовая (Казань). «Сдвигом по фазе» отличалось итальянское fouette Анастасии Плотниковой (Московская государственная академия хореографии).  Еще один пример – расхождение с музыкальными акцентом в вариации из «Щелкунчика» Марко Пиетари Юуселы (ученик Академии Русского балета из Финляндии).

Безусловно, точное соблюдение формы не отменяет артистизма и вкуса. Рисуя образ Лауренсии, Анастасия Смирнова из Академии Русского балета, вероятно, хотела акцентировать «народную героику», испанский темперамент персонажа, но придала своей Лауренсии, пожалуй, чрезмерную нагловатость. Никита Рогов (Якутск) старательно выделывал движения, но танец из них не вполне складывался. Когда с ноги во время исполнения слетает туфель, тут уже не до манеры. Однако Святослав Моисеев не растерялся и довел-таки вариацию из «Венецианского карнавала» до завершения.

Вот, кто блеснул артистизмом и техникой, так это другой иностранец конкурса, также студент-вагановец Майкл Джордж Баркиджиджа. Он браво, с явным удовольствием исполнил вариацию Люсьена из «Пахиты» и предстал в неожиданной для конкурса «Мазурке» из балета «Сюита в белом» Сержа Лифаря на музыку Эдуара Лало.  Высокий, статный и хорошо технически оснащенный танцовщик имеет хорошие карьерные перспективы. Но мечтает он о Большом театре, где худрук Махар Вазиев понимает, что по нынешним временам, чтобы стать полноценным премьером артисту нужно иметь красивое завершение линий ног – то есть выгнутый подъем аккуратных «певучих» стоп.  К слову, вариацию из «Сюиты в белом» помимо соло Флоры (из «Пробуждения Флоры») исполнила и Александра Хитеева (Академия Русского балета им. А.Я. Вагановой). Конкурсанты-солисты представляли по два произведения. Странно было слышать название неоклассической вариации – «Сигарета». Должно ли оно академически закрепиться, выйдя за пределы закулисного сленга?  Ведь Лифарь, стремясь к метафоричности, не «окрестил» так свое детище, а всего лишь просил исполнить танец также легко и прихотливо, как вьется сигаретный дымок…

Конкурс завершен. Снимок на память.

Не случайно самая острая борьба разгорелась между двумя юношами: упомянутым Баркиджиджа и студентом Московской академии хореографии Дмитрием Смилевски. Именно его Grand prix представляется абсолютно заслуженным. Смилевски выступил как заправский боец, владеющий богатым арсеналом мужского танца. Его хореографические элевации восхитили полетностью и отточенными entrachat six в вариации Голубой птицы («Спящая красавица»). Блеск темперамента и упоение танцем сопровождали вариации из балета «Корсар».

Интересный сценарий предложил Александр Колесников. Ведущие – премьеры Большого театра Анна Никулина и Денис Родькин содержательными комментариями направляли плавный ход конкурсного корабля. Секретарь жюри собирала выставленные арбитрами оценки, и пока за кулисами шел подсчет баллов, зрителям предложили посмотреть видеохронику конкурсных событий и танец лауреата предыдущего конкурса Элеоноры Севенард. Вместе с Климом Ефимовым (Большой театр России) она исполнила pas de deux из «Коппелии».

Кстати, публика имела возможность вновь встретиться и с двумя другими победителями «Русского балета». В качестве партнеров, новым участницам Екатерине Клявлиной (Московское хореографическое училище при театре танца «Гжель») и Елизавете Кокаревой (Московская государственная академия хореографии) помогли выступить артисты Большого театра Марк Чино и Денис Захаров.

Награды IV конкурса «Русский балет» распределились следующим образом:

 

Гран при

Дмитрий СМИЛЕВСКИ

Московская государственная академия хореографии

 

I премия

Елизавета КОКОРЕВА

Московская государственная академия хореографии

Майкл Джордж БАРКИДЖИДЖА

Академия русского балета им. А.Я. Вагановой, Санкт-Петербург

 

II премия

Александра ХИТЕЕВА

Академия русского балета им. А.Я. Вагановой, Санкт-Петербург

Марко ЮУСЕЛА

Академия русского балета им. А.Я. Вагановой, Санкт-Петербург

 

III премия

Анастасия ПЛОТНИКОВА

Московская государственная академия хореографии

Алексей ХАМЗИН

Пермский государственный хореографический колледж.

 

Фотографии Вадима Преслицкого  предоставлены Фондом социально-культурных инициатив.

Все права защищены. Копирование запрещено.