«Развлечение», «увеселение» – так переводится французское слово «дивертисмент». Именно таково было изначальное предназначение музыкальных произведений, именовавшееся дивертисментами. Первым употребил это слово в заглавии своего сочинения итальянский композитор Гросси – и это произведение датировано 1681 г. Впрочем, дивертисментом на рубеже XVII–XVIII вв. могло именоваться не только отдельное произведение развлекательного характера, но и сборник таких произведений – например, немецкий композитор Райхард Кайзер назвал дивертисментом цикл из девяти кантат, но в XVIII столетии жанр дивертисмента утверждается преимущественно в инструментальной музыке. Существовали дивертисменты и для солирующих инструментов, однако чаще их все-таки создавали для камерного оркестра или ансамбля.
Что же представляли собою инструментальные дивертисменты XVIII века, которые так часто звучали в домах аристократов и других состоятельных любителей музыки? Прежде всего, их отличал гомофонно-гармонический склад – полифоническая фактура для дивертисментов не характерна. Количество частей могло быть различным – от одной до двенадцати (большее количество не встречалось). Некоторые произведения по количеству и форме частей напоминали сонаты, но все-таки больше общего дивертисмент имел с другим жанром – сюитой. Главная общая черта – это количество частей, варьирующееся от произведения к произведению. В то же время музыкальная форма отдельных частей дивертисментов сближает их с частями сонаты – в дивертисментах XVIII столетия мы встретим и сонатное allegro, и менуэт, и вариации, и рондо. Подобные произведения мы встречаем, например, в творчестве Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта.
Наряду с дивертисментом музыкальным примерно в то же время – в XVII столетии – зародился дивертисмент балетный. Он представлял собой вставной номер в спектакле, не обязательно имеющий непосредственную связь с его содержанием и служащий украшением. Такие вставные номера включал в свои пьесы Жан-Батист Мольер, начиная с «Брака по принуждению» (самым известным примером является, пожалуй, «Турецкая церемония» из комедии «Мещанин во дворянстве»). Музыку к этим вставным номерам создавал придворный композитор Жан-Батист Люлли.
Но вернемся к дивертисменту музыкальному. Какова была его судьба в XIX столетии? Музыкальная жизнь изменилась, и дивертисмент в своем прежнем виде утратил значение. В эту эпоху дивертисментами обычно именовались инструментальные пьесы, напоминающие попурри – как правило, мелодии для них заимствовались из популярных опер. Но встречались и исключения – например, «Венгерский дивертисмент» Франца Шуберта во многом предвосхищает венгерские рапсодии Ференца Листа. Но в целом дивертисмент не играл заметной роли в эпоху романтизма. И только на рубеже XIX–XX столетий, с появлением неоклассицизма, композиторы заинтересовались этим жанром, ориентируясь на черты дивертисмента XVIII века – таков например, Дивертисмент для пяти духовых инструментов и фортепиано, созданный французским композитором Альбером Русселем в 1900 г.)
Но если музыкальный дивертисмент в XIX столетии оказался «в тени», то балетный, напротив, расцвел пышным цветом. Речь идет о сюите танцевальных номеров внутри балетного спектакля, на время отстраняющей развитие основной сюжетной линии (такие хореографические сюиты могли предшествовать трагической или наоборот – счастливой развязке, ослабляя нарастающее напряжение). Нередко встречаются подобные дивертисменты в произведениях Мариуса Петипа – например, во втором акте «Щелкунчика», когда в волшебной стране оживают сладости, или в заключительном акте «Спящей красавицы», когда перед публикой предстают герои французских сказок, явившиеся на бал. Балетные дивертисменты той эпохи приобрели своеобразную драматургию: их кульминацией, как правило, становился развернутый ансамбль в стиле классического танца, а в качестве его «обрамления» выступали танцы характерные.
Говоря о дивертисменте применительно к русскому искусству, следует упомянуть еще одно художественное явление, возникшее в нашей стране после Отечественной войны 1812 г. Дивертисментами назывались спектакли народно-бытового плана на патриотические сюжеты, составленные из песен, танцев и разговорных диалогов.
Связь дивертисмента с балетом была настолько тесной, что дивертисментами нередко именовались симфонические сюиты, составленные из балетной музыки. Например, Игорь Федорович Стравинский назвал Дивертисментом для оркестра сюиту, составленную из номеров балета «Поцелуй феи».
Однако слово «дивертисмент» в арсенале музыкальных терминов имеет еще одно значение, одновременно и перекликающееся с теми, о которых мы говорили прежде, и отличающееся от них – поскольку в данном случае речь идет о музыке не гомофонно-гармонического, а полифонического склада. Дивертисментом называется эпизод в фуге, в котором развитие темы на какое-то время прекращается и появляется новый музыкальный материал.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев