(1782-1871)
Даниэль Обер вошел в историю музыкального искусства как композитор, ставший наряду с Джакомо Мейербером основоположником жанра большой оперы.
Родина Даниэля Франсуа Эспри Обера – город Кан, расположенный в Нормандии. Его отец владел антикварным магазином, что не мешало ему увлекаться искусством: Обер-старший занимался живописью, играл на скрипке. Любовь к прекрасному передалась сыну – еще в детские годы Даниэль освоил несколько музыкальных инструментов, включая скрипку, и сочинял романсы, которыми заинтересовались любители музыки. Отец надеялся, что сын станет коммерсантом, но, оценив по достоинству одаренность Даниэля, позволил ему посвятить жизнь в музыке. Отправившись в Лондон по коммерческим делам, он взял с собой сына, чтобы тот остался в британской столице и получил хорошее музыкальное образование. Даниэлю Оберу было в то время двадцать лет, он написал уже немало произведений, включая сонату и два струнных квартета. В течение двух лет он обучался в Лондоне, но конец этому положили политические события: в 1804 г. Амьенский мир был разорван, и Оберу пришлось возвратиться из Англии во Францию.
На родине он продолжил сочинять музыку. Несколько виолончельных концертов он создал для Гюреля де Ламара – и виолончелист исполнял их под видом собственных сочинений, однако вскоре тайна была раскрыта, имя Обера стало известным в музыкальных кругах, скрипач Жак Фереоль Мазас заказывал ему скрипичные концерты. Следующим шагом стало создание оперы «Жюли» («Минутное заблуждение»), которую Обер завершил в 1805 г. В то время он еще не мог рассчитывать на профессиональное исполнение – оперу в 1811 г. поставили артисты-любители в Бельгии, в доме герцога Шиме, однако эта любительская постановка оказалась судьбоносной: на ней присутствовал Луиджи Керубини. Он по достоинству оценил талант молодого композитора, и Обер стал его учеником.
В дальнейшем Обер сосредотачивал свои усилия в основном на опере. Путь к вершинам славы оказался тернистым. Следующее его сочинение – «Жан де Кувен» – тоже исполненное у герцога Шиме, имело успех, а вот опера «Военные на привале», поставленная в Theatre Feydau, потерпела фиаско. Композитор настолько тяжело переживал первую неудачу, что вообще перестал создавать музыку. Он попробовал заняться коммерческой деятельностью, но успеха на этом поприще не достиг. Когда же умер его отец, Обер понял, что единственный доступный ему источник средств к существованию – это композиторский труд. На сей раз неуспех новой оперы – «Завещание и любовные записки», созданной в 1819 г. – не заставил его опустить руки, и за свое упорство композитор был вознагражден: в 1820 г. опера «Пастушка – владелица замка» была восторженно принята публикой.
Важной вехой на творческом пути Обера стала опера «Лейчестер, или Кенильвортский замок» – первое произведение, созданное им в соавторстве с Эженом Скрибом. В дальнейшем композитор и либреттист сотрудничали много лет, создав немало опер. Особое место занимает среди них «Немая из Портичи» – и не только потому, что центральную роль в ней авторы сделали мимической, что нетипично для оперного жанра. Особенностью оперы стала опора не на античные мифы, а на реальный исторический сюжет – восстание Мазаньелло в Неаполе в 1647 г. Эти революционные события обрисованы в опере с помощью интонаций, характерных для песен и маршей Французской революции. Исторический сюжет, наличие мощных хоровых сцен – жанровых и героических, введены элементы балета – все это станет характерными чертами французской большой оперы.
Пример другого нового типа оперы – комической с элементами приключенческого сюжета – являет собой «Фра-Дьяволо», созданная в 1830 г. Ее популярность побудила Обера написать итальянскую версию – с речитативами вместо разговорных диалогов.
Обер сказал однажды, что осознает свою бездарность, но, к сожалению, понял это слишком поздно – уже тогда, когда стал знаменитым. Но если композитор и сомневался в своем таланте, то у современников не было на этот счет никаких сомнений. В 1829 г. композитор стал членом академии, а когда его наставник Керубини оставил пост директора Парижской консерватории, это учебное заведение возглавил Обер. Будучи столь занятым человеком, он продолжал сочинять музыку, а каждый день начинал с игры на фортепиано, называя это своей «утренней молитвой» (в последние годы жизни композитор выражал сожаление, что пошатнувшееся здоровье не позволяло ему «молиться» с прежним усердием»).
Творения Обера были любимы публикой. В XIX столетии опера «Каменщик» была поставлена более пятисот раз, «Фра-Дьяволо» – свыше девятисот, пользовались успехом и другие оперы, причем не только во Франции. «Немая из Портичи», поставленная в 1830 г. в Брюсселе, спровоцировала начало революции, приведшей к отделению Бельгии от Нидерландов. По иронии судьбы, композитор, чья опера могла провоцировать революции, сам стал жертвой революционных событий: во время Парижской коммуны Даниэль Обер, испытывая сильнейшее душевное потрясение, скончался от сердечного приступа.
Оперы Обера – «Немая из Портичи», «Фра-Дьяволо» – и сегодня ставятся в оперных театрах. В честь композитора названы улицы в нескольких французских и канадских городах, а также одна из станций парижского метро.
Все права защищены. Копирование запрещено.
Пока нет комментариев