На Новой сцене Мариинского театра возобновили постановку лирико-бытовой драмы Петра Ильича Чайковского «Чародейка». Это совместный проект 2003 года труппы Мариинки с национальным театром Сан-Карлуш (Лиссабон, Португалия).

 

Чародейка. Фото Валентина Барановского ©Мариинский театр

Впервые опера под управлением самого Чайковского прозвучала на сцене Мариинки в октябре 1887 года. В главных партиях тогда блистали ведущие солисты оперной труппы Иван Мельников (Князь), Мария Славина (Княгиня), Федор Стравинский (Мамыров). «Чародейка» стремительно сошла со сцены ввиду неудачного либретто Ипполита Шпажинского. Чайковского тяготили мысли о такой нелегкой сценической судьбе его детища. В одном из писем к Надежде фон Мекк он сетовал: «Я непоколебимо убежден, что «Чародейка» — лучшая моя опера, а между тем ее скоро сдадут в архив».

«Чародейка» долго ждала счастливого часа своего возвращения в репертуар музыкальных театров страны. И только в середине прошлого века она была поставлена на сценах Кировского (Мариинского) и Большого театров (текст либретто Сергея Городецкого).

Музыкальным руководителем нынешней постановки, премьера которой состоялась пятнадцать лет назад, выступил маэстро Валерий Гергиев. Спектакль действительно получился очень многослойным. Британский режиссер Дэвид Паунтни в творческом альянсе с художниками Робертом Иннес-Хопкинсом и Татьяной Ногиновой смешал в своей постановке «солидный семейный интерьер с вульгарной роскошью борделя».

Эту версию «Чародейки» увидели сначала зрители португальского театра Сан-Карлуш в Лиссабоне, а затем спектакль был перенесен на историческую сцену Мариинки. Сейчас постановка удачно адаптировалась в сценическом пространстве новой сцены Мариинского театра.

Дэвида Паунтни покорил сюжет нижегородского предания, в том числе страстным характером главной героини, кумы Настасьи:

Дэвид Паунтни: «Я думаю, что Чайковский сам был в некотором замешательстве относительно характера главной героини. Вопреки сюжету, который предполагает, что она должна быть кем-то вроде Кармен, в музыке все совсем не так: ее музыка на самом деле очень серьезна и полна достоинства. Это является для меня ключом».

В «Чародейке» удивительным образом соединились основы драматического спектакля: любовный треугольник, страсть, ревность, предательство, яд, колдовство и убийства.

Подобно Волге с Окой (слиянию двух рек в Нижнем) в образе главной героини – искусительной кумы Настасьи пересеклись две стихии: свобода и любовь. Обаяние красоты, власть и наслаждение жизнью – это лишь немногие компоненты «чародейства» нижегородской чаровницы. Любовь, зародившаяся в такой душе, не знает границ.

В главной партии блестяще дебютировала Елена Стихина, органично сыгравшая свою героиню. В остальных ролях были заняты ведущие солисты Мариинской оперы: Владислав Сулимский (Князь Никита Курлятев), Ольга Савова (Княгиня, его жена), Александр Михайлов (Княжич Юрий), Станислав Трофимов (Мамыров, старый дьяк, он же Кудьма, колдун), Любовь Соколова (Ненила, сестра Мамырова), Андрей Попов (Паисий, бродяга), Вадим Кравец (Кичига, кулачный боец).

Хор и симфонический оркестр Мариинского театра под импульсивным управлением Валерия Гергиева звучали захватывающе и драматично.

 

Санкт-Петербург

 

Все права защищены. Копирование запрещено.